ГРИБОЕДОВСКИЙ герой Молчалин очень гордился такими качествами, как умеренность и аккуратность.
Эпоха строителей коммунизма молчалинские черты заклеймила, назвав их буржуйскими пережитками. К документам относились спустя рукава по причине малограмотности. Да и какая разница - товарищ Федосья или Федосея была Героем Социалистического Труда. Когда труженица отходила в мир иной, никто из родственников по судам не бегал, не было предмета спора - Федосьиной собственности. В постсоциалистическом обществе таковая появилась, породив судебные иски на предмет соответствия имен и фамилий наследников. Тут и открылось вселенское разгильдяйство, а иногда и вопиющая безграмотность писарей и клерков.
Особенно не жаловали секретари всевозможных контор и учреждений букву "ё", которую то писали, то не писали. В настоящее время нотариусы отказывают в праве наследования, обнаружив разночтения в документах. Например, гражданин Темкин должен доказать, что он и есть наследник своего отца Тёмкина. Дошло до того, что милиция обвиняет законопослушных граждан, которые живут-де по поддельным паспортам. Настоящая эпопея продолжается с Натальей и Наталией. Лингвисты объясняют, что это две формы одного имени: церковная и мирская, как Софья и София. Однако учреждения требуют исправить ошибку. Дело упрощается, если человек родом из Магнитки - букву исправляет районный загс, выдав новый документ. Правильным считают имя, указанное в свидетельстве о рождении. Дело значительно усложняется, если документы приходится запрашивать в других городах или того хуже - других государствах. Если иногородние и иностранные загсы упорно молчат, то коварная буковка способна лишить человека пенсии, жилья и законного наследства. В этом случае устанавливать родственные отношения придется в судебном порядке.
С подобным иском в суд Орджоникидзевского района обратился гражданин Миниханов. Кроме родственных отношений, истец просил установить факт принадлежности правоустанавливающих документов и факт принятия материнского наследства. Всему виной неверная буква в его свидетельстве о рождении: в графе "мать" значится Миноханова, в "зеленке" на квартиру фамилия матери записана как Минаханова. На процессе гражданин заявил, что почти во всех документах его братьев и сестер есть подобные ошибки: мол, это связано с "трудностью" в написании фамилии. Родственники подтвердили, что Миниханов приходился сыном умершей женщины, который фактически принял наследство: проживает в доме, оплачивает налоги и коммунальные услуги. Суд удовлетворил иск просителя: Миниханов стал наследником на законных основаниях. Подобная история произошла с гражданином Сарсенбаевым, который вынужден был доказывать, что Серсенбаев являлся его отцом.
С таким же иском обратилась в суд гражданка Мухаметхужина. Нотариус отказывалась оформлять наследство - в документах обнаружены разночтения: в паспорте имя матери записано как Хадия Хадия, а в свидетельстве о рождении дочери просто Хадия. Установили, что ошибка произошла по вине паспортистки. Это повлекло за собой череду исправлений в различных бумагах. Для доказательства родственных отношений был представлен целый пакет документов, который включал свидетельство о смерти, копию трудовой книжки, пенсионное, страховое свидетельства и удостоверения к медалям. Кроме того, были выслушаны показания соседей, которые подтвердили, что гражданка Мухаметхужина действительно приходилась дочерью покойной Хадии.
Силу печатного слова, а точнее буквы испытывают на себе и пенсионеры. Как правило, ошибку выявляют сотрудники Пенсионного фонда. Например, не обошлось без судебного решения при восстановлении рабочего стажа сотрудницы по имени Винера, которая в трудовой книжке записана как Венера. В знании мифологии кадровику не откажешь: именно так пишется имя древнеримской богини любви и красоты. Но в документе важна графическая точность написания, а не следование правилам орфографии. Клерк, подумав, неверную буковку все же зачеркнул, но документально не закрепил: без печати и записи "исправленному верить" поправка недействительна. Прошли десятилетия, и Винера собралась было на пенсию, да стаж не засчитывают. Мыкаясь по судебным коридорам, она не раз в сердцах помянула безалаберного кадровика.
Одна неверная буква в документе способна лишить человека крыши над головой. Исправить ошибку обязана та организация, которая неверно переписала данные жильцов. Но ЖРУ, с которым в 1992 году был заключен договор приватизации, давно ликвидировано. В результате простая русская фамилия Горбунов видоизменилась в Горбонова и Гобунову. Грамотей из ЖРУ ухитрился даже в имени одного из супругов сделать ошибку. Тем не менее бумаги прошли государственную регистрацию.
Супруги представили суду справку с места жительства, согласно которой именно Горбуновы зарегистрированы по указанному в "зеленке" адресу. Суд иск удовлетворил: установил, что собственниками квартиры являются Горбуновы, а не мифические Гобуновы.
Небрежность проявляют не только клерки, но и главы администраций. Например, в 1993 году Евдокия Федосеевна Сафронова награждена медалью "За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны". Удостоверение выдано главой Приуральской сельской администрации, которая изменила отчество на Федосовну, разом лишив славную труженицу законного статуса и выплат, которые полагаются ветеранам войны. Защищал права и законные интересы 76-летней Евдокии Сафоновой прокурор Орджоникидзевского района. Были представлены документы и удостоверения еще к четырем юбилейным наградам, в которых черным по белому было написано - "Федосеевна". Суд установил, что удостоверение принадлежит Сафоновой. Дело за малым: получение статуса ветерана и перерасчет пенсии.
Нерадивость служащих и секретарей общеизвестна, однако исправлять их ошибки придется вам. Сама попадала в анекдотичные ситуации: паспорт мне переделывали трижды. Указав на очередную ошибку, с ужасом наблюдала, как паспортистка, ничтоже сумняшеся, бросилась подтирать букву ластиком. От "бракованного" паспорта я отказалась.
Судебных мытарств, требующих доказать, что "я" это "я" и жилплощадь "моя", можно избежать. Получив документ, внимательно изучить текст и вернуть, если обнаружили ошибку. Совет этот набил оскомину, однако вал судебных исков доказывает: ему мало кто следует.
Автор благодарит суд Орджоникидзевского района за предоставленный материал.