На недавнем заседании Госсовета обсуждали проблему повышения конкуренции, необходимости изжить бюрократическое мышление, которое тормозит развитие малого бизнеса. Президент Владимир Путин раскритиковал региональный протекционизм и засилье госструктур.
"Ущерб для экономики на деле получается колоссальный, - подытожил глава государства. - Такие действия ведут к росту бюджетных расходов, консервируют отсталые производства и низкое качество продукции. В конечном итоге от этого страдают потребители, то есть граждане России".
Один из механизмов, позволяющих повысить конкуренцию и сделать госзакупки прозрачными, - проведение электронных аукционов. Чтобы представить масштабы закупок по всей стране, приведём некоторые цифры, опубликованные Министерством финансов. В прошлом году заключили 3,52 миллиона контрактов на общую сумму 6,31 триллиона рублей. Самым распространённым видом закупки остаётся электронный аукцион - прочти 60 процентов от числа всех извещений.
Пять жульнических схем
Но даже при электронной системе конкурсов эксперты называют минимум пять жульнических схем проведения тендера на госзакупки, позволяющих передать заказ "нужной" компании: например, демпинг, орфографические ошибки, так называемый "фильтр", который часто используют при закупке лекарств, а также подтасовка котировок и поручительство.
- Это касается лишь конкурентных процедур, - объясняет старший помощник прокурора Орджоникидзевского района Наталья Акименкова. - Условия заключения таких контрактов оговорены в законе "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". А вот статья 93 этого закона предусматривает возможность закупок товаров, услуг у единственного поставщика, если он является естественным монополистом, допустим, поставки воды, газа. Либо закупки, связанные с поручением президента, например, на военные нужды, выполнение работ, связанных с мобилизационной подготовкой.
Большую часть нарушений выявляют в сферах, где закупки осуществляются единственным поставщиком на относительно небольшие суммы: до 100 и до 400 тысяч рублей. В законе "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" перечислены организации, которые могут проводить торговые операции на сумму до 400 тысяч рублей без аукциона: учреждения культуры, зоопарки, парки культуры и отдыха, заповедники, цирки, музеи, планетарии, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Орджоникидзевском районе было выявлено нарушение, связанное с покупкой товаров на сумму до 100 тысяч рублей. Следствие выявило нарушения при закупке товаров для нужд учреждения и хищение денег. В настоящее время идёт судебное следствие в отношении подсудимой - бывшего руководителя центра занятости.
Кроме того, в прошлом году в центре занятости обнаружили нарушения при реализации программы "Доступная среда". Центру выделили деньги на оборудование пандусов, поручней, тактильных плиток, обеспечивающих навигацию для людей с нарушением зрения. В прокуратуру поступила жалоба от граждан, недовольных качеством установки и монтажа оборудования.
- Во время проверки выявили следующие нарушения: тактильная плитка была наклеена с нарушением ГОСТов, по терминологии стандартов - "с задиранием", - уточняет Наталья Владимировна. - Инвалиды по зрению могли получить травмы. Расстояние между поручнями пандусов также не соответствовало требованиям: вместо 86 было 72 сантиметра - стандартная инвалидная коляска не проедет. Прокуратура внесла представление, и недостатки устранили. Во время приёмки работ заказчики должны были проконтролировать качество их исполнения, соответствие ГОСТам. Заказчик предъявил иск к поставщику услуг, которые монтировали пандус, и взыскал деньги.
Разные правила
Для разных категорий закупщиков существуют разные правила, например, для сферы здравоохранения требования одни, в образовании и культуре - другие. Положения закона актуализируются, постоянно вносятся изменения. Электронная площадка оценивает все конкурсные предложения, сводя влияние человеческого фактора к минимуму. Контролируют соблюдение законодательства в сфере закупок товаров и услуг множество органов: Росфиннадзор, казначейство, главное контрольное управление и Федеральная антимонопольная служба по Челябинской области. Муниципальные закупки отслеживают контрольно-ревизионное управление Магнитогорска, а также районные прокуратуры. Преступления в сфере закупок выявляет и служба ОБЭП. В случае нарушений, подпадающих под признаки уголовно-наказуемых деяний, материалы передаёт в органы полиции. В последнее время в Орджоникидзевском районе подобных дел не было, но выявлены нарушения, по которым возбуждены административные производства.
- В конце 2017 года выявлено нарушение при расторжении контракта в действиях подрядчика - муниципального учреждения Магнитогорскинвестстрой, - продолжает Наталья Акименкова. - Выполняя контракт по сносу ветхого и аварийного жилья, подрядчик вывез не весь мусор. Исполнители посчитали: чтобы убрать остатки строительного мусора, необходимо увеличить сумму контракта на 10 процентов. Поскольку договорённость между сторонами не была достигнута, подрядчик решил расторгнуть отдельные пункты контракта. Однако при расторжении не была соблюдена законность процедуры, нарушены сроки. Прокуратура вынесла постановление о возбуждении дела об административном нарушении в отношении Магнитогорскинвестстроя. Постановление направлено в управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области. Поскольку прокуратура без специальных исследований и замеров не в состоянии определить правоту каждой из сторон, спор заказчика и подрядчика проходит в Арбитражном суде.
Другая техническая ошибка, связанная с нарушением в оформлении платёжных документов, чуть было не разорила индивидуального предпринимателя.
- Подрядчик смонтировал систему видеонаблюдения в психоневрологической больнице № 5, - рассказывает Наталья Владимировна. - Кроме контракта было составлено дополнительное соглашение, которое увеличило объём и стоимость работ на 10 процентов. Общая сумма контракта - миллион 800 тысяч рублей. Заказчик работу принял, но при оформлении платёжных документов допустил ошибку. Недочёт исправили, но не уложились в сроки. Исполнитель рисковал потерять немалые деньги. После внесения прокурорского представления, а также обращения руководства медицинского учреждения в Министерство здравоохранения с просьбой выделить дополнительные средства подрядчик получил всю сумму.
Белые пятна
Несмотря на изменения законодательства, регулирующего госзакупки, остаётся немало белых пятен, их необходимо устранить, чтобы исключить ЧП, которое едва не случилось в Магнитке с организацией школьных обедов. В начале прошлого года московская фирма, не имеющая опыта работы в сфере школьного питания, ненамного сбросила цену услуги и выиграла аукцион. Закончились школьные каникулы, и детей надо было кормить горячими обедами, а фирма-победитель только набирала работников.
- Победители аукциона, осознав, что не могут исполнить обязательств, вышли с предложением расторгнуть муниципальный контракт, - поясняет старший помощник прокурора. - Договор был расторгнут, и каждое учебное заведение индивидуально заключило договор с Горторгом, поскольку сумма закупки не превышала 400 тысяч рублей. Чтобы подобного не происходило, в заявке должны быть указаны все требования к поставщику. Они оговариваются в закупочной документации, где должны быть перечислены все параметры, предъявляемые к детскому питанию. Федеральный закон определяет требования не к опыту работы, но к качеству услуги, проверяет наличие допуска, если речь идёт о лицензируемом виде деятельности. К недобросовестным поставщикам могут быть применены санкционные меры, и контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке. Кроме того, с большой долей вероятности такой участник торгов может быть внесён в реестр недобросовестных поставщиков.
Однако при видимом соблюдении конкурсных требований качество питания в российских больницах, детсадах и школах вызывает массу нареканий и жалоб. В конце прошлого года нарушения были выявлены в Псковской, Ульяновской, Свердловской, Волгоградской областях и Пермском крае. И даже в столь локальных масштабах сумма картельных контрактов превысила 25 миллиардов рублей. Но и эта сумма - капля в море по сравнению с данными Института экономической политики имени Е. Гайдара. В целом на федеральном уровне через систему госзаказа тратится 16 триллионов рублей, два триллиона рублей проходит через мошеннические схемы. Пресечению преступлений послужит ужесточение наказаний за "откаты".
Поправки к закону
На днях Госдума приняла во втором чтении законопроект о введении уголовной ответственности за злоупотребления при госзакупках и подкуп работников контрактных служб. Поправки к закону предусматривают уголовное преследование не только в отношении чиновников, но и лиц, которые не относятся к категории должностных. Речь о сотрудниках федеральной контрактной системы, контрактных управляющих, лицах, которые осуществляют приём выполненных работ и оказанных услуг. Закон предусматривает наказание до семи лет лишения свободы, если преступники действовали по предварительному сговору, а также нанесли бюджету ущерб более девяти миллионов рублей. Максимальное наказание за "откаты" при госзакупках - до восьми лет лишения свободы. Кроме того, предусмотрен штраф, равный 40-кратной сумме подкупа.
Глава Комитета по госстроительству и законодательству Государственной Думы РФ Павел Крашенинников в интервью "Российской газете" подчеркнул, что законопроект позволит установить более эффективный механизм противодействия коррупционным проявлениям в системе госзакупок и защитит бюджетную систему. Кроме того, с 1 июля этого года вступят в силу законодательные поправки, согласно которым все "бумажные" конкурсы останутся в прошлом и закупки переведут в электронный формат.