В прошлом месяце на страницах "ММ" опубликован цикл материалов, посвященных предстоящей реформе МВД: "Коп или полицай?", "Мы новый МВД построим?", "Братки не дремлют".
И хотя официально обсуждение законопроекта завершено, в редакцию приходят письма, в которых читатели высказывают мнение о предстоящей реорганизации силовой структуры. "Криком души" назвал свое послание пенсионер рудника Николай Коваленко. Его воспоминания о геройски погибшем милиционере Полюткине, о народных дружинах - это и есть те славные милицейские традиции, которые зародились в молодом городе металлургов. Надеемся, что экскурс в прошлое и мысли о том, какой должна стать наша милиция, найдут отклик не только в сердцах сверстников пенсионера.
"Раньше в деревне самыми уважаемыми людьми были учитель, доктор и милиционер. В органы направляли работать лучших, в основном членов КПСС. Они отчитывались перед коллективами о проделанной работе. В годы войны я жил в общежитии поселка Ежовка. Нашим участковым был Полюткин, который впоследствии геройски погиб, защищая государственное имущество.
Это был наш второй отец. Он знал всех ребят, знал, кто чем живет, помогал пережить трудные военные годы. Помню такой случай. В общежитии жил молодой парень Никита, был он огромного роста, но худой, просто ужас. Очень тяжело переносил голод. Однажды шел он мимо столовой, где выгружали из машины хлеб. Не выдержал, схватил булку и побежал в общежитие. Рабочий, что выгружал хлеб, бросился за ним, догнал, а хлеба нет. Никита на бегу булку съел! Полюткин пожалел парня, заступился за Никиту. После разговора милиционера с работником хлебокомбината тот каждую неделю приносил Никите булку некондиционного хлеба. А ведь можно было и посадить парня. Потом Никита заочно окончил гидротехнический институт и уехал работать на гидроэлектростанцию.
Район Ежовки был криминальный. Молодежь приходила в женское общежитие на танцы, нередко происходили драки. Полюткин приходил к нам и говорил: "Ребята, пошли усмирять хулиганов!" Дружинники в те года оказывали милиции большую помощь. Лучшая дружина была на руднике: 100 человек, и почти все члены КПСС. Дежурили регулярно, строго по графику. За дружиной были закреплены поселки Березки, Брусковый, Димитрова. Командовал дружиной Алексей Яковлевич Болдырев - лучший машинист экскаватора, партгупорг бригады и гроза всех хулиганов.
Мы постоянно дежурили в вытрезвителе, который находился в нашем поселке. Вместе с дружинниками был участковый милиционер. Сейчас не упомню его имя. Как-то он говорит нам: все, мол, ребята, работаю последнюю смену и ухожу на пенсию, есть-де у него небольшая усадьба, где он и будет трудиться. В это время прибегает в вытрезвитель, где мы дежурили, женщина. Плачет, просит помочь. У них в доме хулиган. Как напьется, так всех гоняет: жену избил, дети ревут. Мы, молодые, побежали на выручку, благо недалеко от вытрезвителя. Жил дебошир на втором этаже, как увидел нас, бросился с кулаками. Мы его, конечно, быстро скрутили и повели в вытрезвитель. Раньше пьяных обдавали холодным душем, чтобы протрезвели. Как сейчас помню, он кричал, что пожалуется самому Хрущеву. Потом вроде успокоился, мы расслабились и потеряли бдительность. Вдруг он бросился на милиционера и, ударив по лицу, сломал нос. Мы, дружинники, были виноваты, не уберегли такого замечательного человека.
Что мы с хулиганом сделали, как вы думаете? Конечно, избили жестоко. Я в жизни никого не ударил, а тут хорошо ему приложил - так мне было жалко милиционера. Хулигана доставили на скорой в больницу. Потом он подал в суд за то, что его ни за что избили. Но мы были авторитетные дружинники, лучшие машинисты экскаваторов рудника, члены КПСС. Больничный лист хулигану, конечно, не оплатили, потому что травмы он получил в пьяном виде.
В газете сейчас пишут: везли пьяного в вытрезвитель и якобы его избили. Чушь! Наверняка сопротивлялся и оскорблял милиционеров.
Был у меня хороший друг детства Анатолий Григорьевич Ефрюшкин. Порядочный человек, всю жизнь отработал в милиции, дослужившись до полковника. В то время он возглавлял левобережный райотдел милиции. Был он частым гостем рудника, помогал нам создавать дружину, выступал на сменно-встречных собраниях, много времени и сил уделял воспитанию молодежи. Спасибо ему за его добрые дела…
О нашей милиции я очень хорошего мнения, но в России воруют много, а прав у милиции мало, вот и "стреляют" они по воробьям, ловят наркоманов, мелких воришек. Возьмут богатого, который украл сотни миллионов, а суд присуждает ему два-три года условно без права работать на руководящих должностях. Я не предлагаю пересажать всех - мест в тюрьмах не хватит, но хоть украденное-то отберите!
Считаю, что в милиции должна быть хорошая зарплата, необходимо дать им больше прав, какого бы звания сотрудник не был. Народ должен уважать милицию и помогать ей".