Сейчас с грустной улыбкой вспоминаю, как, вернувшись в марте из Индии, с недоумением смотрела на людей в масках в магазине и считала неуместной истерией излишнюю подозрительность горожан, их страх перед неизведанной инфекцией, тогда лютовавшей в Китае и Европе и только начинавшейся в России. Кто бы тогда знал, что всё это станет частью нашей жизни, а мечта навсегда избавиться от этой заразы для многих будет самым главных желанием в канун наступающего 2021 года.
А ведь довольно долго многие с сарказмом относились к тому, что пандемия затронет всех. Помните, как обращались друг к другу, и, кстати, не безосновательно: «Ну скажи, в твоём окружении хоть кто-то болеет коронавирусом?» И ведь положительно ответить на этот вопрос действительно практически никто не мог. Казалось, так отстранённо и будем наблюдать за всем происходящим. И только медики понимали: вирус мимо не пройдёт. Сейчас ясно, если бы не весенняя изоляция, которая нужна была для того, что подготовить больницы, завезти оборудование, нас «накрыло» бы гораздо раньше.
Летом все расслабились. Погода выдалась замечательная, отдыхали на полную катушку: купались, загорали, радовались урожаям на приусадебных участках. И совершенно перестали носить маски, держать дистанцию и думать о грозной болячке. А она тем временем подбиралась всё ближе. Может быть, несколько преувеличено, но сейчас это можно назвать пиром во время чумы.
Вторая волна, о которой говорили ещё с весны, пришла. Нет, нагрянула, обрушилась, снесла. И теперь вопрос: «А в вашем окружении есть больные коронавирусом?» – мало у кого вызывает отрицательный ответ. Я стала первой среди моих родственников и знакомых, у кого подтвердился диагноз «ковидная пневмония». Впрочем, всё по порядку.
Ну кого удивишь осенним недомоганием, когда пляшет температура за окном, то слякоть, то жара? Вот и я слабость, плохое самочувствие отнесла на счёт смены времени года. Всё лето прожила в саду, на свежем воздухе, витамины, – казалось бы, у организма должен быть иммунный запас перенести возможные осенние хвори.
Но увы. И всё равно была уверена, что простудилась, – всегда ж можно вспомнить,
где окошко открыл или плохо оделся.
Смущала температура: такой уж у меня организм, что очень редко она повышается. А тут держится и держится, собьёшь – столбик термометра снова ползёт вверх. Главное – совершенно разбитое состояние, когда ничего не хочешь, только спать. Но даже когда позвонила знакомому доктору, и мысли не допускала, что это то самое заболевание, которого все сейчас боятся. Сетовала, что сегодня пятница, а мой организм не дотерпел до понедельника, когда на работу придут делать прививки от гриппа.
Зато врач сразу сообразила, что к чему, – у них глаз уже намётан. Написав список лекарств, тут же вызвала скорую помощь для транспортировки на компьютерную томографию. Это был конец сентября, и тогда неотложки были активно задействованы в процессе обследования. Предупредила: ждать придётся долго, возможно, не день и не два. Машина приехала через 19 часов – по тем меркам достаточно быстро. На момент посещения врачей удалось сбить температуру, стало как-то легче. А здесь ещё медики засомневались: мол, похоже на бронхит, может, не стоит ехать – там точно можно заразу подхватить. Поддалась на приведённые аргументы – не поехала стоять десятичасовую очередь на КТ. Сразу оговорюсь: ни в коей мере не осуждаю врачей. Понимаю, что и ошибиться с предварительным диагнозом могли, да и что для них значит вместо реальной работы, спасения жизней часами сидеть в машине сопровождения.
Но спустя несколько часов ночью поднялась температура, я начала задыхаться. Не скрою – испугалась не на шутку. Вызвала скорую помощь. По указанным симптомам врачи приехали гораздо быстрее – через полтора часа. И тут же повезли на томографию. И вот здесь повезло так повезло: это были первые дни, когда в «Новомеде» по ночам стали принимать по направлению или по скорой. Место было ещё не «раскручено», поэтому очереди не было. Через полчаса с заключением о повреждении 25 процентов лёгких «по типу матового стекла» возвращалась домой: КТ-1, лёгкая стадия, лечится дома, если нет никаких хронических тяжёлых заболеваний.
Дальше – всё по отработанному сценарию. Тест на ковид, изоляция, лечение.
Сейчас могу сказать, что лёгкая форма себя оправдала: и вправду отделалась лёгким испугом. Если так можно назвать неделю абсолютно тряпочного состояния с головной болью. Ничего, кроме лежать, спать, пить. Абсолютное отсутствие аппетита. В итоге – минус шесть килограммов, единственный плюс из всего этого безобразия. На третий день жестоко заболело горло – будто ножами резали. Никакие традиционные полоскания, брызгание не давали эффекта. Потом пришёл кашель. У меня – ненадолго, дня на три. Что тому способствовало, трудно сказать: форсированное лечение при лёгкой форме или дополнительное использование народных методов. Главное, был эффект, и хорошо.
Не могу не сказать отдельное спасибо всем врачам, с которыми пришлось столкнуться. И медикам скорой, и участковым врачам – каждый раз приходили разные, потому что у них своя система – то на приёме сидят, то по участку ходят. И заведующей поликлиники, к которой тоже пришлось обращаться, и персоналу, что работают на анализах и обследованиях. Ни разу не столкнулась с грубым, нервным обращением, а ведь в каких условиях им сейчас приходится трудиться, нам до конца никогда не понять. Да, система, не привыкшая к сумасшедшим перегрузкам, даёт сбой: очереди, долгое ожидание результатов тестов, даже была их потеря из-за неполадок на сайте Роспотребнадзора, проблемы с выдачей больничных листов – всякое случается. Но самоотверженный труд врачей, медицинских сестёр, обслуживающего персонала вызывает уважение. Ведь они тоже болеют, а то и не по разу, но возвращаются и снова встают «к станку». А ведь каждый из них сегодня вынужден дополнительно консультировать знакомых, друзей, родственников знакомых – на общественных началах, по доброй воле и врачебной совести, потому что отказать страждущему нельзя, не профессионально. Когда всё это кончится, последователям Гиппократа непременно воздадут почести. Но сегодня главное – им помочь, иногда не мешать, верить их знаниям и опыту. Не заниматься самолечением, дабы не усугубить и без того опасную ситуацию.
Коронавирус – страшная штука, теперь я это знаю точно.
Напоследок хочу напомнить людям с хроническими заболеваниями, особенно старшего поколения. То, что вас просят поменьше выходить из дому, в особенности не посещать магазины, общественные места, – не пустой звук. Пусть ваши родные научат вас платить за квартиру через Интернет или возьмут это пока на себя – не ходите вы по кассам. Обойдитесь без свежего хлебушка – не надо за ним каждое утро бежать в магазин. Без крайней необходимости откажитесь от привычки в зимнее время заниматься профилактическими посещениями врачей: медицинские учреждения сейчас – не самое безопасное место. Всё это говорила своей маме, страдающей сахарным диабетом, довольно молодой, энергичной женщине, которой сроду никто бы не дал 73 года. Но она не слушала и делала так, как считает нужным, ведь вам, пожилым, всегда лучше знать, как надо. В итоге 75 процентов поражения лёгких, две недели болезни, ИВЛ. Уже месяц, как её не стало. Пожалуйста, берегите себя, чтобы потом ваши близкие не испытывали боль потери.
Что касается меня, то неделю назад я обратилась на станцию переливания крови. Прошла анализ на наличие антител, чтобы в дальнейшем сдать кровь на ковидную плазму. Как никогда сегодня банк крови нуждается в пополнении, дефицит отражает так называемый донорский светофор, весь в красном цвете. Что уж говорить о ковидной плазме. Если моя кровь кому-то понадобится и спасёт чью-то жизнь, буду счастлива. Уверена, в такие трудные времена выстоять помогут только понимание и взаимовыручка.