Недавно Орджоникидзевский районный суд вынес решение по гражданскому делу в отношении одного из ООО, руководство которого незаконно использовало труд мигрантов. Инспектор УФМС выявил, что 35-летний грузин Касум и 48-летний азербайджанец Маггерам, не имея разрешения на работу, трудились на строительстве объекта. Налицо нарушение юридическим лицом Административного кодекса РФ.
Суд изучил протокол инспектора, в котором имелось объяснение директора. Он знать не знал, что рабочий Федор, представившись бригадиром, допустил к работе гастарбайтеров. Сами мигранты сознались, что три дня выполняли на стройке подсобные работы.
Деяния ООО квалифицируются частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ "Незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства". Назначая наказание, суд посчитал, что нарушение "не повлекло существенных последствий", кроме того, Общество ранее не нарушало закон. Смягчающие вину факторы позволили назначить минимальное наказание: 250000 рублей за каждого гастарбайтера. В итоге, трехдневный труд иностранных рабочих обошелся предпринимателю в полмиллиона рублей. Заметим, наказание для юридических лиц по названной статье КоАП составляет вилку - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей, либо административное приостановление деятельности.
Частота рассмотрения подобных дел доказывает несовершенство миграционного законодательства. Над его улучшением не один год работала федеральная миграционная служба, и недавно ее директор К. Ромодановский представил на суд общественности концепцию государственной политики в сфере миграционных вопросов. Документ содержит статистические сводки, доказывающие, что без притока иностранцев России не выжить. Сказываются демографические проблемы. Начиная с 1995 года, происходит постоянная убыль населения: только за первый квартал 2011 года россиян стало меньше на 48 тысяч человек от общей численности 142 миллиона. Даже при нынешнем притоке иностранцев естественная убыль покрывается лишь на 65,5 процента. Такая ситуация тянется с середины 90-х годов. Исключением стал показатель 2009 года, когда миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения на 100 процентов.
Для исправления ситуации в концепции определены несколько задач: содействовать добровольному переселению соотечественников, стимулировать возвращения эмигрантов, привлекать квалифицированных иностранных специалистов, совершенствовать миграционное законодательство. В рамках последней задачи - регулирование внешней трудовой миграции, защита национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы. Иными словами, квотирование.
Однако жизнь доказывает, что при открытых границах система ограничений не работает. Эксперты думают над тем, как сделать систему квотирования гибкой, приближенной к потребностям различных регионов, в идеале - муниципалитетов. Так, нынешняя квота Челябинской области - 16535 разрешений.
- Количество квот никак не влияет на количество въезжающих, - считает начальник УФМС по Челябинской области в г. Магнитогорске Владимир Степанов. - Какая бы квота не была заявлена, иностранные граждане все равно продолжат приезжать. Практика показывает: на крупных городских предприятиях мигранты почти не работают. Их труд используют в основном частники или предприниматели. Главные сферы деятельности: строительство, грузовые и пассажирские перевозки, рестораны и кафе, розничная торговля.
Всего в Челябинскую область приехали 26 тысяч иностранных граждан, в Магнитогорске к нынешнему дню на учет поставлено 14 тысяч 343 мигранта, в прошлом году их было почти на две тысячи меньше - 12 тысяч 700 человек. Лишь 34 процента из вновь прибывших получили разрешение на работу. Преобладают гастарбайтеры из Таджикистана, Киргизстана, Узбекистана.
По мнению авторов альтернативной концепции миграционной политики, существующая практика временной регистрации мигрантов бесполезна: ее оформляют лишь 20-25 процентов прибывших, и лишь половина из них проживают по указанному в бумаге адресу. В итоге, из учета выпадают приблизительно 90 процентов иностранных тружеников. Необходимо ставить мигрантов лишь на налоговый учет, присваивая им, как и гражданам РФ, индивидуальный номер налогоплательщика. Необходимо упростить оформление документов, а где разместится человек, регулярно отчисляющий деньги в бюджет, не столь важно.
В последнее время в закон были внесены поправки, которые учли отдельные доводы критиков, что не замедлило сказаться на результатах.
- Сейчас мигранты меньше нарушают закон, - констатирует Владимир Степанов. - С начала года к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства привлечен 831 иностранец. В прошлом году - 945 человек. Штрафные санкции составили миллион 700 тысяч рублей, в 2010 году миллион 900 тысяч рублей. Сокращение числа нарушителей объясняется упрощением процедуры оформления документов. Так, разрешения на работу выдают в течение 10 дней. Получают ее в нашем областном ведомстве. Этот документ необходим, если наниматель - юридическое лицо. Физические лица также могут привлекать на работу иностранцев. В этом случае мигрант должен получить патент на работу, который оформляется в Магнитогорске. Наша служба выдала свыше полутора тысяч патентов. По области это число перевалило за пять тысяч.
Поле деятельности "патентованного" мигранта довольно широкое: садовые участки, индивидуальное строительство, пассажирские перевозки. Упрощенная процедура и доступность патента, тысячу рублей в месяц, сделала выгодным легальное пребывание в стране.
Основное бремя наказания за незаконное использование труда мигрантов теперь лежит на работодателях-россиянах. Штраф в полмиллиона директору ООО тому доказательство.