С приветом из Новой Гвинеи
За время газетной работы не раз приходилось писать о службе уголовного розыска, которая занимается "потеряшками" - на милицейском сленге так называют пропавшего человека. Каждый раз удивительные истории исчезновения и розыска людей рассказывал ныне специалист отдела уголовного розыска Орджоникидзевского РУВД подполковник Василий Руданин.
Насколько эта проблема актуальна и для страны, и для города подтверждает статистика. В прошлом году в стране зафиксировано 120 тысяч пропавших, из них в рамках уголовных дел разыскивали чуть больше 11 тысяч. Но всего лишь 885 человек стали жертвами преступлений. Сегодня в Магнитке число пропавших и загулявших приближается к 500. В частности, в группу розыска Орджоникидзевского РУВД обратились 124 заявителя, из них исчезновение лишь пятерых человек может носить криминальный характер. Остальные просители осаждают стражей порядка, пытаясь решить личные, в основном жилищные проблемы: кому-то требуется отыскать бывших супругов или сгоряча прописанных в квартире сожителей, пропавших еще в прошлом веке.
За долгие годы работы в розыске Василий Константинович разделил "потеряшек" по условным категориям. К первой относит подростков, которые имеют обыкновение удирать из интернатов и детских домов. Социально-реабилитационный центр на улице Чайковского несколько лет был головной болью отдела: 200 заявлений о пропаже несовершеннолетних было зафиксировано в прошлом году. Перевели центр в Ленинский район, и количество "потеряшек" резко снизилось.
Вторую категорию составляют "веселые гуляки". Вал заявлений поступает от жен и сожительниц, требующих установить адрес соперницы, у которой прячется негодяй. Дамочки даже не скрывают: не столько им нужен подлый изменник, сколько его пластиковая карточка с зарплатой. Если блудный все же возвращается, редко какая из заявительниц даст милиции отмашку - сообщит о "находке".
К третьей категории Василий Руданин причисляет "домашних бунтарей". Например, как-то заявили родители о пропаже ребенка. Потратив уйму времени, милиция его разыскала. Оказывается, тридцатилетний "ребенок" просто съехал от доставших его родственников. При детальном разбирательстве выяснили: он загодя сообщил родным о своем намерении, перевез вещи, но адрес скрыл. И милицию об этом просит. Закон на его стороне: эту тайну запрещено раскрывать даже родным. Однако упорные родители, пытаясь вернуть "неразумное дитятко", втягивали милицию в семейные дрязги. Мамаша заявила, что "ребенка" удерживают насильно и пичкают наркотиками. Женщина успокоилась лишь после того, как стражи порядка передали ей записку сына. История закончилась счастливо, если не считать потраченного милицейского времени. Бесспорно, семье требовалась психологическая, но никак не правоохранительная помощь.
Четвертая команда - смешанная. Сюда причисляют тех, кто решает личные проблемы. Например, одна тетенька, хватившись соседки по коммуналке, требовала сей же час разыскать "потеряшку" среди живых или мертвых, чтобы срочно узаконить за собой освободившиеся метры. Дамочку совсем не смущал тот факт, что соседка пропала 14 лет назад.
Недавно 80-летнюю заявительницу принесли в милицию чуть ли не на носилках. Бабуля требовала выдать ей справку, что стражи порядка якобы искали, но не нашли ее бывшего супруга. Еще полвека назад благоверный уехал во Львов да так и не вернулся. Бумагу от старушки потребовал чиновник, сославшись на то, что льготы по оплате жилья предоставляют только одиноко проживающим гражданам. А сгинувший муж до сих пор прописан в бабулиной квартире.
Даже туроператоры изыскивают повод направить людей в группу розыска. Одна из просительниц требовала справку о якобы пропавшем бывшем супруге. Без его разрешения ребенка могут "затормозить" на границе. Туроператору лень заглянуть в Семейный кодекс - проще послать человека в милицию. На всякий случай. Другая дамочка разыскивала бывшего мужа, задолжавшего алименты. По ее же сведениям, он пять лет назад уехал в…Новую Гвинею.
Бюро несчастных случаев
Не принять заявления от разгневанных, которые решают личные проблемы, милиция не имеет права. Но и быть у граждан на посылках не входит в задачи правоохранителей. Посему выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, то есть устанавливают, что в отношении "потеряшки" не совершено преступление.
Куда же податься бедному гражданину? В частное сыскное агентство. Поначалу таковые в Магнитке были, но со временем их дело заглохло как бесперспективное. Без милицейской базы данных частный сыщик не справится. Но кто же допустит частника к секретной информации? Замкнутый круг.
Милиции при ее нищете гражданские проблемы не решить. Лично удостоверилась: машины нет, один номер телефона на несколько кабинетов. Даже добыть судьбоносную информацию о последних сотовых звонках "потеряшки" можно только по постановлению суда. Однако такая строгость касается лишь милицейских запросов - родственники ухитряются доставать "распечатку" звонков. Получается, закон и тот против розыскников.
Поиск бытовых и криминальных "потеряшек" можно значительно ускорить, создав бюро несчастных случаев, куда бы стекалась информация из больниц и моргов, сведения о ДПТ с пострадавшими. Представьте, какой стресс испытывают люди, разыскивая родных среди живых или мертвых. Несколько лет назад одна из моих бывших коллег пережила подобную трагедию: исчезнувший родственник, попав в аварию, был похоронен как неизвестный.
Сейчас ситуация несколько изменилась. После того, как на милицейский стол легло заявление о "потеряшке", родных направляют в отдел биологических исследований ЭКО УВД. В архиве биолога Марины Сивачинской - весь фотоархив неопознанных тел. Значительно бы упростила поиск дактилокарта человека, но лишь отдельные законопослушные граждане добровольно откатали свои пальчики.
Криминальный след
Напомним: из 124 заявлений о "потеряшках", которые в настоящее время находятся в Орджоникидзевском РУВД, лишь пять можно отнести к криминальным случаям. Особую сложность представляет розыск на территории Башкирии. Именно там пропали два молодых магнитогорца. Все запросы направляют через министерство. Представьте, сколько времени потребуется на переписку и согласования. При этом прокурор республики дал понять, что арестует каждого, кто посмеет задержать на вверенной ему территории преступника.
Уголовное дело в отношении пропавшего 17-летнего Керима обещает перейти в разряд "висяков". Парень добывал деньги сбором "цветняка". В 2006 году его задерживали за кражу металла в карьере. Приятели и подружка заявили, что Керима нет в живых - его завалило горячим шлаком. Доказать или опровергнуть их версию невозможно. Искать останки в карьере подобно попыткам найти иголку в стоге сена.
Несколько лет назад на нары отправили две группы "квартирных" преступников, которые убивали хозяев недвижимости. Черные риэлтеры в последнее время вновь заявили о себе. Сейчас в розыске находится бывший хозяин, который должен был получить миллион за квадратные метры. Это уже третий случай пропажи "квартирного" собственника. Есть и счастливые исходы. Совсем недавно удалось обнаружить двух бывших хозяев квартиры. Пьющих супругов, ожидающих переезда в обещанный особняк, отыскали в притоне левобережья. А жильцы дома 161 по проспекту К. Маркса до сих пор числятся в "потеряшках". В их квартире обитают другие люди.
Есть среди пропавших девятилетний мальчик, но история сия не совсем ясна. В левобережье под грудой досок обнаружили труп ребенка такого же возраста. Несмотря на схожесть примет, мать не опознала в нем сына. Эксперты не смогли установить причину смерти. Однако на несчастный случай непохоже.
Напомним: исчезновение детей относят к особой категории пропавших, когда розыск объявляют немедленно. Сюда же причисляют лиц, уехавших на автомобиле, и людей, которые имели на руках крупную сумму. В эту группу входят сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры и судов.
Что делать, если пропавший родственник не относится к названной категории? Прежде чем обратиться к стражам, необходимо проверить - на месте ли его документы и вся ли домашняя касса в целости и сохранности? Если деньги и паспорт дома, а у друзей и родственников "потеряшка" не объявился, придется идти в милицию. "Надо ли выжидать три положенных дня?" - обращаюсь я к Василию Константиновичу. "Нет никаких нормативных документов, которые бы закрепляли названные сроки", - поясняет подполковник Руданин.
Из разговора с Василием Константиновичем уяснила одно: криминальных случаев исчезновения людей - единицы. Большинство "потеряшек" - потенциальные пациенты психотерапевтов. Судите сами: что можно сказать о порядочной женщине, которую разыскивал убитый горем муж. Задержали ее милиционеры, когда дамочка покупала пиво в ларьке. Оказавшись в кабинете, она поведала историю своих приключений. Поначалу укатила в Челябинск и подалась было в Казахстан. Но за границу ее не пустили - дама намеревалась пересечь кордон без паспорта. Документ потеряла. Пришлось вернуться в Магнитку. Домой идти она не желает, от ребенка отказывается. Глядя на ее фото, недоумеваешь: отчего это вдруг приличного вида женщина, обнимающая сына, предпочитает долю бродяжки?
Другая дама привела домой бомжа. Взрослые дети выставили бездомного за дверь. За ним, хлопнув дверью, подалась и влюбленная мамаша. И как в воду канула. Предвидя действия родных, она оставила на подоконнике записку: "Я разыскивать себя не позволю!"