Она не просто известная в Магнитогорске певица, покорившая слушателей вокалом и на частных, корпоративных мероприятиях, и на общегородских праздниках. За её спиной многочисленные победы на творческих конкурсах, в том числе региональных и всероссийских, в частности «Весне студенческой». А ещё она – известный педагог по вокалу и артистизму. Но начнём не с этого.
Однажды разговорилась с приятельницей, известным магнитогорским модельером Ниной Головиной, о бизнесе и душевном порыве, который хочется просто подарить людям – а им это и не надо вовсе. В пример Нина привела свою подругу: мол, певица известная, педагог с большой буквы, хочет учить детей вокалу бесплатно – а желающих не так много. «Ты о ком?» – разумеется, спросила я. «Анна Кушко», – пожимает плечами Нина. – «Может, родители просто не знают об этом шансе для их детей?» Так и родилась идея интервью с Анной Кушко.
Она пела с самого детства. Но мама Анны, пианистка, хотела, чтобы дочка тоже постигла искусство короля музыкальных инструментов – и отдала дочку на фортепианное отделение музыкальной школы в Нижневартовске, где родилась наша героиня. Как и ожидалось, с роялем у Ани не сложилась – и музыкальную школу девочка бросила. Но не бросила петь. И в Магнитогорске, куда семья переехала, когда Ане исполнилось 13, она пошла заниматься в ДКМ имени С. Орджоникидзе к Тамаре Викторовне Башкировой – в коллектив «Нон-стоп». С ним начались первые конкурсы и победы, пришла первая слава, выступления на большую аудиторию – в том числе на общегородских праздниках. Однако, когда пришло время выбирать судьбу, мама девушки, работавшая во Дворце творчества детей и молодёжи, вздохнула: всё-таки профессию надо выбрать серьёзную. И Аня стала студенткой факультета ПиМНО МаГУ – чтобы быть учителем начальных классов.
Педагог-препедагог
– Магнитогорский университет, как тогда, так и сегодня, став частью МГТУ, славился большой работой с творческими студентами, поэтому с вокалом я не расставалась ни на день, – начинаем разговор с Анной. – И сегодня студенты МГТУ, благодаря Алексею Гольцову, страстно заинтересованному в творческом развитии воспитанников вуза, имеют возможность и петь, и играть на сцене, и участвовать в КВН, и танцевать… Потому что, даже постигая технические специальности, благодаря творческим занятиям молодые люди получают дополнительные возможности раскрыть себя даже в, казалось бы, скучной промышленной профессии. Так вот, учась, я выступала на всевозможных концертах, участвовала в творческих мероприятиях, конкурсах – сначала в дуэте с девочкой из «Нон-стоп», потом и сольно, привозила дипломы призёров и лауреатов, в том числе областного фестиваля «Песня не знает границ» и даже главного всероссийского молодёжного форума «Весна студенческая»… Со второго курса начала получать дополнительную специализацию «Руководитель детского вокального коллектива», получив сертификат, даже для дипломной работы выбрала тему: «Формирование музыкально-эстетической культуры у младших школьников в системе дополнительного образования».
Анна говорит, что ей очень повезло с людьми, подвигающими её на развитие. И первым таким человеком, профессионалом с большой буквы, стал Валерий Мастрюков – любимый в городе певец, получивший звание «магнитогорского Лепса». Сначала Валерий Геннадьевич оценивал Анну на конкурсах, членом жюри которых являлся, и после каждого, вручая диплом победительницы, спрашивал: «Ну что, Ань, когда ко мне учиться пойдёшь?» Потом они стали коллегами – вместе выступали на мероприятиях самого разного уровня – и каждый раз он снова он задавал ей тот же вопрос.
– Представьте себе девочку, которой 17–18 лет, которая «собирает» победы одна за другой – разумеется, «корона» у меня росла прямо из головы, думала: «Ну, зачем мне консерватория, я и так всё умею, я мастер!» – смеётся Аня, глаза которой заметно увлажняются от слёз при воспоминании о Валерии Мастрюкове. – Услышав Валерия Геннадьевича впервые, я расплакалась – так искренне, душевно и профессионально он пел. Конечно, поняла, что ещё многому могу у него научиться. Но на очередной его вопрос вздохнула: «Я уже использовала возможность получить бесплатное образование, а платить за диплом – финансовые истоки из педагогической семьи не позволяют». Но, оказалось, мне открыто среднее музыкальное образование – и я стала студенткой музыкального колледжа при консерватории имени Глинки. Шла именно к Валерию Геннадьевичу, более того, он готовил меня к поступлению полгода, плюс репетиторство по сольфеджио и прочим предметам… За партой я, востребованная певица 22-х лет от роду, сидела с 16–17-летними мальчиками и девочками. И мне очень нравилось учиться!
Где можно было заработать молодым музыкантам, особенно, провинциальных городов? – разумеется, в ресторанах. И зря многие, став сегодня признанными профессионалами, стесняются своего ресторанного прошлого – ведь именно здесь проявляется всё мастерство музыканта, особенно вокалиста: огромная физическая нагрузка для организма, в частности связок, при повышенных требованиях к профессионализму от присутствующих – школа тут была не менее строгая, чем академические концерты и экзамены в альма-матер. Так случилось, что Аня и Валерий Мастрюков работали в одних заведениях, – и это стало дополнительным испытанием студентки отделения эстрадно-джазового пения: полчаса поёт он, полчаса – она, и вместо того, чтобы отдыхать, Валерий Геннадьевич садился на стул перед сценой и «гримасничал», показывая Анне, как артикулировать, где «дать эмоционального жару», а где «выключить горло». Разумеется, она волновалась, закрывалась, даже отворачивалась – и потом на его гневные замечания из-за этого высказывала: «Я здесь вам коллега, а не ученица – такая же артистка, как и вы!» А он улыбался: «Дурочка ты: у тебя уроки не три раза в неделю по расписанию, а целых семь – бери и радуйся!» Совсем скоро она поймёт, как прав он был: после первого же экзамена, когда она от волнения не чуяла ног под собой, Валерий Мастрюков подытожил: «Ты была лучшая – я гордился тобой!»
Получив диплом артиста эстрады и педагога эстрадного вокала, Анна поступила в магистратуру в Уфу, но, встретив мужа, променяла иногородний вуз на родной МГТУ – училась управлению качеством образования. Улыбается:
– Я сегодня – педагог-препедагог. До сих пор многие меня спрашивают: наверное, зря потратила годы в МаГУ, потом в магистратуре МГТУ? Ни о чём нисколько не жалею – каждая ступень дала мне то, что сегодня использую в своей профессии – и педагогической, и исполнительской её ипостаси. И ни от одного дня не отказалась бы. Потому что могу дать своим воспитанникам полный спектр знаний, умений и навыков, дополняя всё это собственными творческими задумками.
Соблюдая правила, нарушать их
Тому, что Анна Кушко – более чем востребованный педагог по вокалу среди состоявшихся профессионалов в другой сфере, не могу не удивиться: зачем учиться петь инженерам и педагогам, менеджерам по продажам и руководителям? Она смеётся:
– Просто вы относитесь к пению слишком прямолинейно. Вокал может «вытащить» из человека совершенно неожиданные способности, связанные с креативом, – и дело не только в умении раскрепощаться. Один мой ученик – менеджер предприятия вентиляционных систем – поехал на семинар в Москву, в котором участвовали его коллеги со всей страны. После официальной части предложил: «Ну что, может, караоке?» Все с удовольствием приняли предложение, отдыхали, пели – он, разумеется, лучше остальных… А через полгода ему позвонили из Москвы: «Открываем новый офис – будешь его руководителем?» Звонит мне, счастливый: «Из всей массы более-менее равных профессионалов меня выделили и запомнили именно благодаря, так сказать, неофициальным способностям». Или другой пример: крепкий инженер на комбинате, любит свою работу, но душа требовала творческой свободы – и он пришёл ко мне на уроки вокала. Однажды на репетиционной базе, где тоже работаю, встретилась с рок-группой, в которой вокалист явно не «тянул» партию. Узнав меня, ко мне подходит руководитель группы: «Вокалиста у нас нет – поёт гитарист, но не справляется, может, у вас есть кто-то из подходящих нам учеников?» Предложила им того самого инженера – и сегодня он, продолжая работать на ММК, с удовольствием выступает в той самой рок-группе. Поверьте, самые крутые менеджеры, руководители выходят именно из творческого мира: причастность к сознанию художников, музыкантов позволяет им делать самые успешные шаги – именно благодаря креативности и готовности идти вопреки правилам: я художник – я так вижу.
Её собственная судьба – самое яркое тому подтверждение. Анна Кушко сегодня сотрудничает с всемирно известным создателем и исполнителем электронной музыки Геннадием Галютиным – у них много совместных проектов. Гена известен тем, что ломает классическую эстраду, в рамках которой Анна Кушко воспитана Валерием Мастрюковым. Записывая очередной саунд, Анна искренне возмущалась: «Но ведь так нельзя!» Но Гена миролюбиво предлагает: «Запиши так, как тебе привычнее, а потом – как я попросил». И с удивлением она понимает, что – да, он прав – так звучит лучше!
– Но тут палка о двух концах: только будучи таким профессионалом, как Гена, который до тонкостей знает все правила, можно позволить себе эти правила нарушить, – говорит Анна Кушко. – Знаете, такая тонкая грань между высокопрофессиональным баловством и невежеством, где побеждает, разумеется, профессионализм.
Когда чужой успех важнее
Не могу не задать вопрос: зачем успешной востребованной Анне Кушко – скромная зарплата и бесплатные занятия с детьми? Отвечает: потому что нет ничего душещипательнее, чем их горящие глаза.
– Заниматься с детьми я начала ещё с обучения в музыкальном колледже – честно сказать, после маминых постулатов: муниципальное учреждение, стаж, пенсионные отчисления… – улыбается наша героиня. – Но чем больше погружалась в занятия, тем больше понимала: вот оно – моё! Мои ученики – дети от пяти до 17 лет. И всех можно научить подавать себя на сцене и танцевально, и вокально. «Медведь на ухо наступил» – чушь! Связки – такая же мышца, как и трицепс, и научить петь и чувствовать кайф на сцене можно любого, кто желает этого. Может, звездой ученик и не станет, но умение держаться на сцене точно даст ему более весомый успех в любой профессии. А какое счастье, когда ты видишь, как после маленьких успехов в классе или побед в большом конкурсе горят детские глаза! И особенное удовольствие, когда твои выпускники – а им сегодня уже
19 лет – успешно ведут свою деятельность, и я могу назвать их своими коллегами. Нет, это не ощущение конкуренции – это ощущение счастья. Потому что их успех важнее моего – они ведь мои творческие дети. И чем больше их будет, тем счастливее буду я.
P. S. |
Записаться на бесплатные занятия к Анне Кушко дети от 5 до 17 лет могут, обратившись во Дворец творчества детей и молодёжи, телефон для справок 8-909-094-09-39..