Во Дворце спорта имени Ивана Ромазана прошёл юбилейный, двадцатый фестиваль стильной хореографии «Улица горящих фонарей», который собрал более трёх с половиной тысяч танцоров всех направлений, возрастов и степени мастерства.
Сейчас это уже почти притча: как один из самых масштабных танцевальных фестивалей страны 21 год назад родился в голове известного шоумена, заместителя директора Магнитогорского Дворца творчества детей и молодёжи Олега Садкеева, когда он, по словам самого автора идеи, принимал утренний душ. «На голову льётся вода, а я стою, замерев, и думаю, как было бы здорово, если бы на одной сцене собрались абсолютно все танцевальные направления – от классического бального танца до стрит-дэнса», – вспоминал Олег Петрович тогда.
Фонари первой «Улицы» горели всего три часа – ровно столько продолжался дебютный фестиваль, который состоялся в цирке, тогда самом вместительном зале города.
Сам Олег Петрович остался от мероприятия не в восторге: строгий к себе, посчитал его мелким и местечковым и продолжения не планировал. Однако у других оно имело громкий успех, что в принципе немудрено, учитывая огромный опыт Садкеева в танцевальном искусстве, а также в организации праздников самого разного масштаба. С каждым годом число участников «Улицы горящих фонарей» росло, программа одного дня их не вмещала – и мероприятие стало разрастаться по времени.
– Почти сразу отдельной категорией выделили соревнования по чир-спорту, поскольку девочек из группы поддержки хоккейных, волейбольных, баскетбольных и прочих клубов всегда было много, и им нужна была соревновательная практика, – рассказывает Олег Садкеев. – Потом резко выросла популярность танца живота – и появился фестиваль «Хабиби». Правда, через некоторое время именно танец живота пошёл на спад, и фестиваль стали «разбавлять» индийскими, китайскими танцами, а затем, когда в моду вошла лезгинка, ещё и ею. Далее – мода на красивую женскую пластику, и в рамках «Улицы горящих фонарей» появилось шоу «Кабаре страсти».
Это была одна из ярчайших страниц фестиваля, несмотря на то, что откровенные танцы «18 плюс», в основном присутствующие на «Кабаре страсти», запросто могли низвести его до уровня дешёвого стриптиз-клуба. Но здесь надо знать вкус Олега Садкеева, сумевшего сделать так, чтобы это было красиво, дорого, очень достойно и престижно для посещения. Потом «Кабаре страсти» плавно перетекло в конкурс «Леди стайл» – менее откровенный, более утончённый и больше «про танцы». Все удивляются, но, несмотря на то, что актуальность женской кошачьей пластики нисколько не утратилась, заявок на участие в нём с каждым годом становилось всё меньше. Руководитель шоу-балета «Феникс» Аксинья Демидова (теперь по фамилии мужа Михайловская) признаётся: вполне возможно, в этом есть и её вина.
– Я выставлялась на «Леди стайл» и как сольная танцовщица, и как участница коллектива «Феникс», – рассказывает Аксинья, которая – это подтверждают абсолютно все – всегда являлась самой яркой среди участниц коллектива. – Соло – всегда первое место моё, а шоу-балет, если танцую я, – тоже всегда победитель, без меня бывали и вторые места. И другим участницам, наверное, стало не совсем интересно участвовать без надежды на победу, что ли. Во всяком случае, не раз слышала, что на вопрос: будете ли заявляться на «Улицу горящих фонарей»? – многие танцовщицы отвечали: «А смысл, если там участвует Аксинья?» (смеётся).
А сколько красивых и по-настоящему социальных проектов было реализовано на «Улице горящих фонарей»? И участие коллективов из детских садов – их назвали «бебиками», самому младшему не исполнилось и трёх годиков, а самые старшие, уже беззубые, готовились идти в школу. И номинация «Сеньоры», в которой утоляли свою страсть к танцам и выступлениям перед публикой убелённые сединами «60 плюс», которые, кстати, порой зажигали так, что подключалась даже молодёжь. И номинация «Мама, папа, я – танцевальная семья», в рамках которой семейные пары и их чада соревновались с такими же танцевальными ячейками общества в хореографическом мастерстве.
А самый значимый в этом отношении проект Олега Садкеева – номинация «Параданс», в которой танцевальное мастерство демонстрировали люди с ограниченными возможностями здоровья.
И это не только пороки сердца и прочие «внутренние» недуги. Часто на паркет – точнее, профессиональный линолеум, специально купленный Олегом Петровичем для своих «фонарей», – выходили люди с ментальными отклонениями. А работать с такими категориями крайне сложно, взять хотя бы аутизм, ДЦП и прочие нарушения координации, и даже инвалидов-колясочников – и все доводили зал до слёз, а потом – оваций.
И всё это через себя пропускал Олег Садкеев – и морально, и физически, и психологически, и материально. Это ведь только говорить легко: больше четырёх тысяч зрителей – умножай на стоимость билетов и считай прибыль. А призовые фонды, вполне солидные для подобных мероприятий, а аренда одного из самых больших залов города? Ну и по мелочи – обеды для команды, медали, кубки и грамоты для победителей и всех участников, шоколадки для «бебиков» и прочие расходы… Садкеев улыбается: «Никто не верит, но «Улица горящих фонарей – мой чистый энтузиазм».
И удивительно ли, что каждый год, умаявшись от организационных вопросов, Олег Петрович клянётся себе и другим: последний раз. Но чуть ли не со следующего дня после закрытия фестиваля его начинают забрасывать звонками: когда следующий фестиваль, что на нём будет?.. И он вновь впрягается в организацию праздника для всех.
Признаётся: оглянуться не успел – и 20 лет пролетели. Кстати, в этом году фестиваль мог бы праздновать европейское совершеннолетие – 21 год. Но пандемия лишила нас одного фестиваля, поэтому в 2023-м ему исполнилось 20. Помню, как, открывая постпандемийную «Улицу горящих фонарей», Олег Петрович, глядя на вновь собравшихся в зале зрителей и танцоров, прослезился, поддержанный овациями публики.
Статистика «Улицы-2023»: за четыре дня на площадке побывали 3564 танцора, им рукоплескали без малого пять тысяч зрителей, десятки номинаций, Кубок главы города среди детей, юниоров и взрослых, три фестиваля – спортивный «Чир-спорт», национально-патриотический «Наследники традиций» и «Линия» – это современная хореография, столь модная ныне, с актуальными направлениями кантемпорари, модерно, и прочие современные веяния. Как обычно, оценивали участников семь профессионалов высшего уровня во главе с Ралифом Шакировым – вице-президентом Общероссийской танцевальной организации (ОРТО), членом и судьёй-информатором которой является и сам Олег Садкеев. И, кстати, «Улица горящих фонарей» уже многие годы входит в официальный календарь этой главной танцевальной организации России, которая единственная в стране проводит марафон масштабнее магнитогорского фестиваля – Танцевальную олимпиаду, на которую на две недели в Москву съезжаются лучшие танцоры со всей страны. Ещё один факт: наша «Улица» могла бы из регионального статуса давно перейти в статус международного, который мероприятие получает в случае, если в числе судей – иностранные представители, а у Садкеева фестиваль судили и казахстанцы, и даже ливанец. Но скромность Олега Петровича сдерживает его от столь монументальных решений.
Пожалуй, самой красивой, эффектной и ностальгической частью фестиваля в этом году стал гала-концерт.
На него Олег Садкеев пригласил те коллективы, которые много лет идут с его «фонарями» рука об руку, а их руководители давно являются не просто коллегами и единомышленниками, а добрыми друзьями. Взять хотя бы школу танцев «Оникс» – когда-то именно этот коллектив дал путёвку в хореографическую жизнь тогда ещё танцору-бальнику Олегу Садкееву. Или легендарных «Детей Магнитки», ставших настоящей визитной карточкой Магнитогорска и всей области. А ещё «Непоседы», представившие на гала-концерте масштабный, но при этом очень нежный номер «Гжель»,
поразивший в своё время всех членов жюри и подаривший коллективу диплом лауреатов. А ещё «Куба либре», собранный из обычных горожан, которым мало приходить с работы и ложиться дома на диван, поэтому в свободные вечера они исполняют танцы Карибского бассейна – кто супружескими парами, а кто – с незнакомыми поначалу партнёрами. Или «Новый свет», в котором танцуют воспитанницы МГТУ, побеждающие в главном всероссийском фестивале среди молодёжи – «Весна студенческая». И, разумеется, «Сапна» со своими индийскими танцами, «Танц-класс» под управлением известной во всём мире в прошлом магнитогорской танцовщицы Натальи Писаренко, «Новая волна», представляющая как раз современную хореографию, и снова заставивший всех замереть шоу-балет «Феникс» Аксиньи Демидовой, в котором кошачья пластичность девочек в фирменных чёрных лаконичных нарядах, представил экспериментальную хореографию – на полусогнутых ногах и с согнутыми руками, чего вроде бы стараются избежать все танцоры. А здесь – блестящая безупречность.
В этом году Олег Садкеев был непреклонен: довёл фестиваль до красивой цифры – 20 лет и, наконец, может снять с себя ежегодный груз подготовки четырёхдневных танцевальных марафонов. Но вот только отгремели последние звуки «Улицы горящих фонарей» – и снова наш Петрович на распутье. Потому что, во-первых его вновь одолели звонками – есть, мол, и более красивая цифра – 25 лет, всё-таки четверть века. Во-вторых, а где ещё выступать танцорам, ведь наш регион, особенно город, и так не богат танцевальными событиями, да и их часть так и не восстановилась после пандемийного перерыва.
– В общем, я опять в раздумьях – как тот богатырь у развилки трёх дорог: оставить всё в прошлом, взяв себя в руки, продолжить дело жизни или, закончив старый фестиваль, начать что-то новое, – вздыхает Олег Садкеев. – Решил пока поставить решение на паузу: пока работаю, а летом съезжу в свой любимый Кисловодск, поброжу по парку, подышу горным воздухом и, возможно, соберусь с мыслями.
Пока же единомышленники шоумена высказывают своё мнение на этот счёт.
– Двадцать лет – это целая эпоха, тем более для столь масштабного явления, как «Улица горящих фонарей», – делится впечатлением Ралиф Шакиров. – Наверное, в том формате, к которому мы привыкли, фестиваль действительно прекратит своё существование. Олег Петрович – слишком профессиональный и зрелый руководитель, организатор, и он сам видит, что, с одной стороны, оставить родной город без такого красивого праздника он не имеет морального права, с другой – всё течёт, меняется и требует обновления. На следующем фестивале должны быть представлены новые дисциплины, которые развиваются во всём мире, где больше технического оснащения, ведущим явлением становится видеоряд, изменяется подача материала… Мировые танцы тоже переживают смену эпох, и люди мучаются в поисках нового стиля творчества, новых танцев... Но, как и прежде, они будут танцевать, и Олег Садкеев, уверен, не сможет остаться в стороне. Поэтому в будущем году нас, скорее всего, ждёт новое его детище, которое поможет найти всем нам новую волну.
– Могу сказать одно: «Улица горящих фонарей» стала самым ярким событием мира танцев не только Магнитогорска, но и всего региона, и я прожила с ним лучшие годы жизни, – говорит Аксинья Михайловская (Демидова). – С ним я вошла в мир танца, с ним я окончила этот путь, выступив последний раз на фестивале Олега Садкеева в 2021 году, а в этом году мой «Феникс» участвовал только в юбилейном гала-концерте. Это яркий праздник для всего города, благодаря фестивалю детки из детсадов, однажды выйдя на сцену, поступали в школы танцев и связывали свою судьбу с хореографией. А даже если и нет, то навсегда запоминали минуты на площадке Дворца Ромазана как одни из самых дорогих и красивых впечатлений. И низкий поклон за это Олегу Садкееву. Честно – я не верю в то, что он уйдёт на покой, уж слишком неординарная личность, которая слишком любит танцы. Но, скорее всего, фестиваль в той форме, к которой мы привыкли, действительно закончил своё существование. Что получится в
итоге? – будем ждать с нетерпением. С удовольствием включусь в новую работу с Олегом Петровичем.
Наконец, разрешите подытожить и мне.
Красивый путь «Улицы горящих фонарей» до сих пор является уникальным для всей страны.
Повторюсь, не будем брать во внимание танцевальную Олимпиаду – недаром до мировых санкций она называлась Всемирной. В остальном же подобных фестивалей нет ни в одном городе – даже миллионниках. И просто так бросить столь эмоциональное, но при этом чётко выверенное в организации, профессионализме и отношении к нему команды учредителей событие было бы грустно и несправедливо. А команда у Олега Садкеева есть – прежде всего это отдел по молодёжной политике городской администрации, волонтёры и коллектив Дворца спорта имени Ивана Ромазана, и всем им Олег Садкеев не устаёт говорить спасибо за многолетнюю помощь и поддержку. А ведь команда – это главное. А значит, у главного вдохновителя фестиваля есть время подумать и решить, что подарить нам в следующем году. Вы согласны, Олег Петрович?..