Трудно поверить, но именно Магнитка – один из самых молодых городов Южного Урала – стала колыбелью краевой любительской народной хореографии: в самом начале Великой Отечественной войны Наталья Карташова создала танцевальный кружок из учащихся ремесленных училищ. Ребята выступали перед ранеными в госпиталях, перед рабочими на комбинате, а потом Карташова повезла их в Москву на Всесоюзный смотр художественной самодеятельности, который руководство страны решило провести в разгар войны – в 1943-м.
Но вернёмся на несколько лет назад, когда Наталья Николаевна в начале 30-х приехала на гастроли в Магнитогорск в составе Орловского театра музкомедии. На сцене её увидел челябинский журналист Рафаил Шнейвайс (потом он взял литературный псевдоним Николай Карташов), приехавший на Магнитострой по комсомольской путёвке, – и «пропал». Была свадьба, родилась дочь Таня. В 1939-м супруг отправляется комиссаром бронепоезда на финскую войну, потом началась и Великая Отечественная – Карташовы не виделись много лет, лишь однажды случайно встретились в Москве. О, это очень кинематографичная история.
За заслуги Николаю Карташову предоставили двухдневный отпуск в Москве. Бродя по столице, он увидел афишу смотра самодеятельности с именем её коллектива. Событие было громким – на финальном концерте ожидали самого Сталина. Николай узнал, где проходят репетиции, прибежал во Дворец, не называя себя, попросил вызвать в фойе Наталью. Короткая встреча – и снова расставание до конца войны, и только красивые пронзительные письма друг другу.
После войны супруги вернулись в Челябинск, где в 1948 году Наталья Карташова возглавила коллектив народного танца «Самоцветы» – ещё один знаковый ансамбль. В Магнитогорске же у ДКМ им.
С. Орджоникидзе открыта звезда Натальи Николаевны. Дело матери продолжила Татьяна Реус. Её сын Андрей Реус, сделавший блистательную государственную, потом предпринимательскую карьеру, не мог не проникнуться любовью к исконно русскому творчеству и создал фонд развития народного танца Натальи Карташовой и Татьяны Реус, финансируя проекты по популяризации народного танца. Основным детищем фонда вот уже 25 лет является всероссийский фестиваль «Уральский перепляс», есть и другие проекты, один из них лицезрела и магнитогорская публика: в рамках традиционных мастер-туров «Растём с «Уральским переплясом» в ДКМ им.
С. Орджоникидзе состоялся концерт «Народный танец. Связь времён», представленный двумя жемчужинами южноуральской хореографии – челябинским коллективом народного танца «Ералаш» и магнитогорской танцевальной студией «Дети Магнитки». Оба – яркие и харизматичные, оба из обычных коллективов превратившиеся в профессиональные школы танцев, в которых занимаются по 400 детей от четырёх до 18 лет, оба – обладатели золотой медали самых популярных в мире состязаний в разных искусствах – Дельфийских игр.
– Исследования, недавно проведённые Санкт-Петербургским государственным университетом, выявили, что более 70 процентам молодёжи народный танец не интересен, – говорит директор фонда развития народного танца Натальи Карташовой и Татьяны Реус Ольга Палей. – А молодёжь и не знает, что такое народный танец – для неё это набор архаичных движений в исполнении бабушки в платочке и дедушки с балалайкой. Поэтому фонд решил: широкого зрителя, особенно молодого, необходимо знакомить с прекрасными образцами любительского народного творчества.
Дружба «Детей Магнитки» и «Ералаша» началась больше десяти лет назад не только совместным концертом, но и красивой романтической историей – о ней поведала руководитель «Ералаша» Елена Фарладанская, создавшая коллектив 30 лет назад.
– Мы приезжали с концертом в Магнитогорск, и солист «Ералаша» Антон Калинин признался: никогда не видел столь красивого цветника, как девчонки из «Детей Магнитки». Из него он выделил Лизу Гупалову – и потерял голову, – улыбается Елена Анатольевна. – Через несколько лет мы встретились снова на фестивале «Уральский перепляс», Антон решился подойти к Лизе – с тех пор они вместе, прекрасная супружеская пара.
«Ералашевцам» Сергею Спиридонову и Насте Денисовой по 17 лет, они не пара, но танцуют влюблённых: на ребят надет костюм со сшитыми рукавами – так называемый «неразлучник».
– Это древнерусская традиция: когда пара женилась, им дарили такие костюмы-обереги как пожелание крепости семейного союза, – говорит Сергей, который подтверждает: прежде чем приступить к разучиванию движений, им рассказывают о нравах, обычаях и их обозначении в хореографии, поэтому – да, они знают, «про что танцуют».
Ребята в танцах с четырёх лет. Занимаются шесть раз в неделю по два–четыре часа. Хотелось ли уйти? Поначалу – может быть, уж очень трудно было. А потом – ни в коем случае.
– Фольклор – это гордость за культуру, которую ты несёшь, государство, в котором живёшь, – говорит Сергей Спиридонов. – Мода приходит и уходит, а народный танец останется в веках.
По словам Елены Фарладанской, понимают это ребята, увы, уже к окончанию обучения – когда совсем скоро «последний звонок». Многие, не желая расставаться с приобретённым, поступают в хореографические училища и вузы, да и у остальных чувство своей избранности остаётся на всю жизнь.
– Они наделены особой миссией, они знают то, чего не ведают другие, – говорит Елена Анатольевна. – В коллективе 400 детей, больше половины – мальчики, что уже говорит о популярности бренда «Ералаш». С детства дети знают, что дерево без корней – лишь полено. Мы же взращиваем в них мощную корневую систему, которая удержит их на протяжении всей жизни.
«Ералаш» – классический народный коллектив: аутентичные костюмы, хореография, сопровождение – народный оркестр, не «осовремененный» даже бас-гитарой или ударными. Танцы «Детей Магнитки» – всё-таки стилизация фольклора языком современной хореографии. Поначалу, скажу честно, выхода «Детей» ждёшь больше: и ломаная пластика, и красивые костюмы, и ритмы музыки, которую безукоризненный вкус руководителя коллектива Светланы Поповой делает очень яркой обёрткой для вкусной хореографической конфеты, ложились на душу больше, чем «ералашевские» хороводы, дробушки, притопы и присядки. Но в какой-то момент вдруг понимаешь, что исконный фолк завораживает и целиком вовлекает. А уж когда на сцене «ералашевцы» начинают настоящую акробатику, душа замирает от страха и восторга. И уже не сравниваешь коллективы – просто наслаждаешься каждым как отдельной яркой единицей с уникальным творческим почерком.
– Фолк в студии «Дети Магнитки» только разрастается, составляя уже половину репертуара, следующий этап – создание масштабного этно-фолк-спектакля об Аркаиме, – говорит Светлана Попова. – Древнее городище металлургов, легенды и мистика, обряды и игрища, поданные в современной пластике, – это будет «бомба», готовить которую начинаем после Нового года.