Этот отпуск, пока ещё заграница не была открыта, планировали провести в Краснодарском крае – и маму проведать, и сына, гостившего у неё с начала летних каникул, забрать домой. Но, переключая как-то вечером телеканалы, наткнулись на программу о Дагестане – и глаза распахнулись от удивления: какая же красота! Тут же загуглила маршрут: от Магнитогорска до Махачкалы – те же две с половиной тысячи километров, что до ближайшего черноморского курорта. Решение приняли мгновенно: едем на Кавказ. Причём не в привычный Ставропольский край, а именно в пока ещё не очень туристические для россиян регионы.
Но друзья-приятели к решению отнеслись скептически: «А вы не боитесь? Теракты, взрывы…» – «Да ну, горячие кавказские нравы, полицейский беспредел, непонятные порядки – куда вы, да ещё с ребёнком?!» Вторым тормозящим моментом стала необходимость не лететь самолётом, как привыкли путешествовать раньше, а ехать на собственном авто. А это потеря дней в дороге, да и возраст, честно говоря, уже не тот, чтобы с лёгкостью переносить путевые неудобства, которые в двадцать лет кажутся мелочами жизни. Справедливости ради, если авиабилеты в Махачкалу покупать заранее, то можно получить прямой перелёт из Челябинска или Уфы до Махачкалы или Ставрополя, откуда до Дагестана рукой подать, за вполне демократичную стоимость. Но наш маршрут предполагался слишком сложным, поскольку включал Краснодар, а может, и Геленджик, где у сестры, живущей в столице Краснодарского края, недавно появилось своё жильё и куда она могла в эти дни увезти моего сына искупаться в Чёрном море. Да и страх неизвестных кавказских нравов и устоев, чего уж там, действительно закрался в голову.
Вздохнув, приняли решение ничего не планировать. Совсем. Пока едем в Краснодар за сыном, а там будет видно. Так впервые отправились в отпуск, не забронировав ни одной гостиницы и даже не отмечая обязательные пункты посещения – в полном неведении, где остановимся и что будем делать. В итоге путешествие получилось, пожалуй, самым интересным, богатым на впечатления и эмоции. Потому что страна наша действительно так многогранна, богата и разнообразна, что просто диву даёшься. Но сначала – дорога.
По предыдущему опыту зная, что цены на бензин за пределами Челябинской области и Башкирии начинают буквально кусаться, перед выездом заполняем бензобак «по самую крышечку». Потому что начиная с Саратовской области цена 92-го топлива дороже, чем в Магнитогорске литр 95-го. По совету бывалых автопутешественников закачиваем в смартфон приложение самых известных российских сетевых заправок, предлагающих всеми признанный качественным бензин: можно отследить по дороге, где находится ближайшая станция, плюс, опять же, накопительная система, акции и бонусы, что делает стоимость топлива более приятной для кошелька.
Что касается дизельного топлива, то тут испытали настоящий шок. Ведь, привыкнув к тому, что дизель стоит дороже 95-го бензина или как минимум столько же, через пару-тройку сотен километров от Магнитогорска вдруг столкнулись с ценой на «солярку» в 36, а где и 30 рублей за литр. На заданный по этому поводу вопрос оператор заправки оглядела нас подозрительно: с чего это, мол, интересуетесь? Но сухо объяснила: дешёвое дизельное топливо – местного производства, а нефтяные вышки повсюду по дороге встречаются и в Башкирии, и в Татарстане. Есть и так называемый «сетевой» дизель – тот, что централизованно распространяется известными производителями по всей стране. У того цена высокая, как и положено.
– Грузовики и недорогие иномарки заправляются «нашим» дизелем, дорогие иномарки чаще заливают дорогим топливом, хотя многие местные даже собственные джипы стоимостью в несколько миллионов рублей давно заливают «кормом» за 30, и ничего – ездят, не жалуются, – лениво отвечает, отдавая сдачу. Словно в подтверждение её слов, к станции подъезжает пафосный внедорожник и вставляет в бак пистолет от дешёвого дизельного топлива.
Что могу сказать о путевых впечатлениях: национальный проект, «посвящённый» строительству качественных автомобильных магистралей, работает вполне себе успешно – по таким дорогам можно путешествовать с большим удовольствием. Дороги ровные – без сучка и задоринки, трассы в основном широкие, а где узкие, там идут глобальные ремонты по расширению, и вдоль дорог каждые несколько десятков километров высятся горы из свезённого для строительных работ песка. Но работы эти жутко мешают движению: экскаваторы активно копают землю, очерчивая контур будущей дороги, бульдозеры тут же вывозят излишки почвы, занимая для работ целую полосу, которая, как нетрудно догадаться, закрыта для движения. На единственной полосе выставлен реверсивный светофор, который включает зелёный свет аж на десять–пятнадцать минут. Пока машины едут в одном направлении, в другом скапливаются пробки, уходящие хвостами аж за линию горизонта. На улице страшная жара, ни ветерочка, не во всех авто есть кондиционеры, несчастные водители во избежание перегрева выходят из-за руля и прямо возле машины поливают головы водой из пластиковых бутылок.
В среднем на одну «реверсивку» приходилось тратить по сорок минут, участков таких только до Краснодара насчитали штук пять–семь. Словом, не совсем удобно.
Можно ли этого избежать? Легко – стоит только поехать в сторону юга не через Уфу, а через Оренбург. Там реверсивок практически нет, но и качество дорог на отдельных участках, не являющихся федеральными трассами, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Впрочем, километров 50–60 неидеальной дороги досталось и нам – когда от Волгограда свернули не на трассу «Дон», насчёт которой все пугали платными участками, а на Волгодонск, а дальше Тихорецк и прочие городки и станицы. Но даже здесь дорога не с кариесными дырами, а «пломбированная» – разве что латки неровные по уровню, потому присутствует эффект стиральной доски.
Преодолев в первый день тысячу километров, остановились на ночлег на шумной светящейся диодами рекламы площадке: автозаправка, при каждой мотель, пара кафе. Номер недорогой – 1200 на двоих за ночь, правда, без кондиционера и душ платный – сотня с каждого. Цены на трассе вообще отдельная песнь: если отель стоит на дороге в одиночестве, то ровно такой же номер без удобств обойдётся больше двух тысяч рублей за ночь. Если, как в нашем случае, есть конкуренция, цена заметно падает. Но лучше всего останавливаться в ближайшем более-менее крупном городе: подъезжая вечером, открывайте сайты бронирования и буквально за тысячу рублей снимете вполне достойную квартиру с климат-контролем.
Вторая ночь застала нас в трёхстах километрах от Краснодара и в принципе можно было дожать до пункта назначения, но не стали себя мучить – опять же, в десять вечера начинался очередной футбольный матч Евро-2020. Отоспавшись и позавтракав, продолжили путь. Дороги узкие, но ровные, с разметкой и даже камерами отслеживания скорости, ухоженные, словно с пасторальных акварелей, станицы, скверы и школы, аккуратные домики, часто-часто прилегающие друг к другу, лесопосадки вдоль дорог. Удивила зелень: в сорокаградусный зной даже трава по обочинам не высушенная дожелта, а сочная, ярко-зелёная. Вскоре увидели причину: в какой-то момент прямо из-под земли тонкими струйками забили в разные стороны фонтанчики – система полива. В остальном же едешь словно по башкирской дороге. Разве что маки, разросшиеся вокруг пшеничных полей, а не привычная уральцам сурепка обыкновенная, да журавли и аисты в небе вместо рядовых голубей с воробьями указывают на то, как далеко ты от дома.
Ну и последнее. Всё-таки двухдневная совместная дорога в замкнутом пространстве – то ещё психологическое испытание: одному холодно, другому жарко, одному хочется полюбоваться закатом, другому поскорее добраться до ночлега, одному не терпится послушать музыку, другому страсть как захотелось тишины. Даже мы, считающиеся практически идеальной семьёй, проводящей вместе буквально всё время, приехали в Краснодар уж если не практически разведёнными, то точно на нервном срыве. Переночевав в Краснодаре, муж поднимает на меня взгляд: «Может, ну его, этот Дагестан, поехали в Анапу?» И, честно говоря, устав от дороги, я бы и согласилась, но – принцип в пылу ссоры взыграл во всю мощь: «Исключено, мы едем в Грозный, он как раз по пути в Махачкалу». Пожалуй, впервые мой вздорный характер оказал нам добрую услугу. Снова грузим вещи в машину, настраиваем навигатор, выезжаем в сторону Чечни. До Грозного 700 километров. Приключения начинаются.
Продолжение следует
Следующие части:
https://magmetall.ru/news/mm-main-popular/nerusskaya-rossiya1/
https://magmetall.ru/news/mm-main-popular/nerusskaya-rossiya1/?sphrase_id=105298
https://magmetall.ru/news/mm-main-photo/nerusskaya-rossiya2/?sphrase_id=105298
https://magmetall.ru/news/mm-main-photo/nerusskaya-rossiya4/?sphrase_id=105298