Продолжение. Начало в № 80, 82
https://magmetall.ru/news/mm-main-popular/nerusskaya-rossiya1/
https://magmetall.ru/news/mm-main-popular/nerusskaya-rossiya1/?sphrase_id=105298
Официально Грозный возник из крепости, построенной неподалёку от чеченского поселения в районе рек Сунжа и Терек русскими военными под предводительством генерала Ермолова в первой половине XIX века.
Фактически же жизнь кавказского этноса здесь кипела ещё в первом тысячелетии до нашей эры, когда древние вайнахи и другие народности обустраивались в равнинных поймах горных рек. Они налаживали культурные и экономические связи с соседями, в том числе с русичами, вместе с которыми побывали под татаро-монгольским игом, потом были ограблены и загнаны в горы войсками Тамерлана, разбившего ордынского хана Тохтамыша и подмявшего под себя Кавказ, а после него пережили тесную дружбу с турками-османами, отказавшимися от поддержки кавказцев после проигрыша в русско-турецкой войне.
А вот для России подчинение Кавказа и овладение его многочисленными торговыми «караванными путями» после победы над Турцией стало одной из главных стратегических задач. По свидетельству местных историков, не всегда это происходило красиво: кавказцев притесняли, заселяли равнинные районы Чечни казаками и русскими воинскими поселениями, ограничивая свободу вольнолюбивых вайнахов. Словом, к Кавказской войне, начавшейся вскоре после нашествия Наполеона, настрой против россиян у горцев был крайне острый. Прибавьте сюда горячий горский нрав – и поймёте, почему Кавказская война длилась без малого полвека. Переломом её стал разгром и пленение в 1859 году имама Шамиля. Произошло это в дагестанском горном ауле Гуниб, о котором расскажу позже. Пока скажу лишь, что пленённый Шамиль с семьёй был поселён в Калуге, откуда по разрешению российского императора даже совершал паломничества в Мекку и Медину, где и умер в 1871 году. По сей день кавказцы почитают имама Шамиля, закончившего долгую кровопролитную войну. В городах и сёлах встречаются граффити с имамом, на скалах выписан его портрет на фоне флагов Дагестана или Чечни, а уж в ауле Гуниб его лик встретишь на каждом углу.
Что касается ликов на домах Грозного, то в год 70-летия Ахмата Кадырова, сначала воевавшего на стороне ичкерийского сопротивления, а затем перешедшего на сторону федеральных войск, – боковые фасады домов украсили его портретами: вот он в бурке и папахе на коне, через дорогу – в приветственном рукопожатии с Путиным. Везде по городу выгравированы и мудрые высказывания, принадлежащие Ахмату Абдулхамидовичу. К примеру: «Без культуры нет нации!» Или: «Мы показали всему миру, что умеем воевать, так давайте же покажем, что мы умеем жить». Ещё охотно рассказывают случай в московском правительстве, в заседании которого участвовал Ахмат Кадыров. В довольно панибратском тоне ему сделал тогда замечание Владимир Жириновский: «Чего вы сидите, как чабан, в папахе?» На что Ахмат Абдулхамидович не стушевался: «Где вы видели, чтобы чабан снимал папаху перед бараном?»
После гибели Ахмата Кадырова главой Чеченской Республики стал его сын Рамзан, которому предписывают окончательное установление мира в республике и полное её послевоенное восстановление. Работ, кстати, было непочатый край: теперь Грозный-Сити – одна из главных достопримечательностей чеченской столицы. Застроенный современными многоэтажками, он очень напоминает центр арабской Шарджи, и даже цвет исполинских высоток выбран бело-голубой. Если смотреть на город с высоты птичьего полёта – а такую возможность в полной мере даёт смотровая площадка на крыше одной из многоэтажек Грозного-Сити, то можно увидеть, что город по большей части состоит из частного сектора. Красивые добротные дома, дворы, скрытые от жары и любопытных глаз виноградными зарослями. Правда, то здесь, то там низкоэтажную идиллию «нарушают» красивые фешенебельные высотные кварталы. По вечерам Грозный-Сити зажигается тысячами огней и становится вообще нарядным. Рядом с многоэтажками располагается цветочный парк – излюбленное место для гуляний и селфи туристов и самих жителей Грозного. На масштабной территории обустроены ряды лёгких металлических арок и сводов, оборудованных многочисленными пластиковыми горшками, в которых посажены яркие петуньи. Очень красиво и оригинально. Тут же неподалёку центральная детская площадка с батутами и прочими развлечениями, и, когда вместе с вечерним солнцем уходит летняя жара, её щедро усыпает детвора. По статистике Чечня, Дагестан и другие кавказские республики являются явными лидерами страны по приросту населения –количеству рождающихся детей. Почти все семьи многодетные, почти все жёны не работают, не сильно хотят трудиться и главы семейств –статистика говорит, что большая часть жителей Чечни живёт на пособия, выплачиваемые Российской Федерацией – как малоимущим, многодетным и прочим социально «незащищённым» слоям населения.
Может, именно поэтому в Грозном не бывает пробок – во всяком случае, ни разу в них не стояли даже утром или вечером. Напротив, утренний и пустой Грозный просто поразил – возможно, это одно из подтверждений того, что мало кому в Чечне с утра нужно ехать на работу. Лишь прогуливаются по тенистым дорожкам люди в форме с автоматами, охраняя порядок.
Сетевых АЗС на Кавказе нет – люди искренне удивляются: «Какой Лукойл?» – и это даёт местным «нефтемагнатам» раздолье для фантазии строить заправки, нереально похожие на всем известные российские сети, и называть их почти так же, меняя лишь букву. Уж сколько мы встретили всяких разных «Ликойл» – в той же красно-белой гамме, что оригинал, «Русьнефть» того же жёлтого цвета и прочих подделок. Зная ситуацию, отправляясь в Чечню, залили полный бак, чтобы пользоваться местным топливом по минимуму, а если уж заправлялись, то смотрели не на название и антураж, а на марки машин, пользующихся услугами заправок: местные-то точно знают, где льют качественный бензин. Ещё на Кавказе нет российских банков, даже самых известных. И если вы не клиент почти государственных «Сбербанка» и «Россельхозбанка», в том же Грозном придётся туго, так что лучше поезжайте на Кавказ с наличными.
Очень красивы и по-европейски широки и солидны центральные улицы чеченской столицы – Ахмата Кадырова, Владимира Путина, а также местный Арбат – проспект Махмуда Эсамбаева. Он пешеходный, полон тенистых местечек, под деревьями много лавочек, а вокруг десятки кафе, в которых можно выпить чашечку кофе и пообедать. Посещение кафе – одна из традиций на Кавказе. Утром их наполняют женщины: отправив ребёнка в детский сад или развивающую школу, они встречаются с подружками и весело проводят время за завтраком. А вечером здесь слышен детский смех – приходят ужинать всей семьёй. Может, я ошибаюсь, и большинство чеченцев предпочитают домашнюю стряпню в исполнении своих неработающих жён, но, поверьте, ни разу не видела в Грозном ни одного пустого кафе, особенно вечером. В том числе потому, что цены здесь невысокие – особенно, если речь о национальной кухне. Ещё одна отличительная особенность грозненских кафе – совсем невысокие цены на напитки: пол-литровая бутылка холодной воды – 20 рублей, вкусного лимонада местного производства – 30. Недороги и развлечения: два часа и сорок минут в аквапарке Грозного «Аквалэнд» стоят для взрослого 600, для ребёнка – 300 рублей. А подняться на смотровую площадку города – вообще 150. С её посещения и начнём свой рассказ в следующем номере «ММ».
Продолжение следует
https://magmetall.ru/news/mm-main-photo/nerusskaya-rossiya4/?sphrase_id=105298