По словам организаторов, в этом году соревнования могли и не состояться из-за слишком тёплой погоды.
– В субботу лёд на катке растаял, здесь была одна вода, – рассказывает председатель союза молодых металлургов Олег Ежов. – Но за несколько часов до открытия технического парка всё же решили: гонкам быть.
Цель мероприятия прежняя – привить магнитогорским автолюбителям культуру вождения. В соцсетях нет-нет да и появляются жалобы горожан, живущих возле торговых центров, на любителей ночного дрифта на парковках. Визг шин, рёв моторов, громкая музыка создают вполне ощутимый дискомфорт. Поэтому куда лучше, если уличные гонщики будут проявлять свои таланты на специально оборудованной трассе, под аплодисменты болельщиков и за призы.
«Валить боком» участники соревнований начали с самого утра, как только прошли регистрацию и техническую инспекцию. Ярко обклеенные «копейки», «четвёрки», «пятёрки», «шестёрки» выстраиваются в очередь перед стартом, дожидаются отмашки маршала и тут же по одному устремляются вперёд. Первый управляемый занос, второй… Зрелище завораживает, и с первых же минут становится понятно, почему дрифт набирает популярность.
– Я и сам увлекаюсь этим видом спорта, – признаётся Олег Ежов. – Знаю многих ребят, рассказал им о мероприятии, дальше подключилось «сарафанное радио». Также привлекали участников через соцсети.
В итоге на соревнования собрались двадцать девять пилотов – больше, чем в прошлом году. К тому же, приехали ребята из Карталов, Аскарова и Белорецка.
После тренировок наступает время одиночных заездов. Здесь главная задача участников – проехать определённую траекторию и набрать как можно больше баллов. На трассе две зоны клиппинга, там стоят конусы, и пилотам необходимо «продрифтовать» как можно ближе к ним, за это и начисляют очки.
– Те, кто наберёт больше ста, попадут в парные заезды, – продолжает Олег Владимирович. – В итоге сформируем топ-шестнадцать, и дальше участники будут продвигаться к финалу по олимпийской системе.
Первые же заезды позволяют оценить, насколько сложна трасса. Впрочем, неудивительно, поскольку её подготовкой занимались профессиональные судьи. Их на соревнованиях трое, и во время гонок все они находятся практически в центре катка, оценивая манёвры участников. Порой, когда кто-нибудь из пилотов входит в особенно крутой вираж, за судей становится страшно. Да, ребята за рулём – мастера своего дела и прекрасно справляются с управляемыми заносами, но каждая машина весит больше тонны, плюс огромная скорость… Чтобы находиться на льду в таких условиях, необходимо иметь стальные нервы.
Квалификационные испытания завершаются, и, пока судейская коллегия выбирает лучших, наступает пора и зрителям проявить себя – в знании теоретической составляющей дрифта. А она оказалась весьма насыщенной терминами, причём не только русскими, но также английскими и японскими. Так, например, «фуридаши» – то, с чего начинается любой заезд в дрифте. «Бэквард» – крайне зрелищная постановка, в момент которой задняя ось автомобиля практически обгоняет переднюю. «Пончик», или «донат» – фигура высшего пилотажа, когда водитель жжёт резину на задних колёсах, заставляя машину вращаться вокруг колёс передних, стараясь «нарисовать» ровный круг. Затем зрителей проверяют на музыкальные знания: включают песни по автомобильной тематике, и нужно угадать их названия. Дело осложняется тем, что звучат композиции задом наперёд.
К трём часам дня шестнадцать лучших пилотов определены, и наступает время для главного – парных заездов.
Их зрители ждали с особым нетерпением, поскольку это настоящий перформанс. Суть испытания такова: один участник – лидер, он едет первым, а второй его преследует, стараясь держаться как можно ближе и повторять все манёвры. Далее, во время следующего заезда, ребята меняются ролями.
Это действительно было захватывающее зрелище. Одни выступления напоминали игру в догонялки, во время других казалось, что участники вот-вот начнут «бортовать» друг друга, третьи и вовсе напоминали вальс, вызывая особенно бурную реакцию у зрителей. Плюс ко всему с каждым новым заездом трасса становилась всё сложнее. Весеннее солнце и бешено вращающиеся колёса делали свое дело, образуя новые ямы, причём первая возникла буквально в пятнадцати метрах от старта. И тем не менее все участники преодолевали крайне запутанную дистанцию более чем достойно, даря болельщикам один зрелищный момент за другим.
– Уровень мастерства ребят растёт, – говорит главный судья соревнований Дмитрий Дробный. – Во время парных заездов участники держатся заметно ближе друг к другу, чем в прошлом году. Учитывая, что из-за погоды было мало тренировок, это хороший показатель. Надеюсь, следующей зимой мы соберёмся не только в конце сезона, но проведём настоящий дрифт-уикенд на пару дней. Чтобы ребята смогли как следует накататься, полетать, поднять свой уровень.
Теперь о победителях: третье место занял пилот Александр Молчанов, второе – Константин Воробьёв, первое – Егор Обухов.
Ну и напоследок небольшое лирическое отступление. К сожалению, у нас принято ругать отечественный автопром. «Ведро с гайками», «тарантайка», «металлолом» – как только не называют наши автомобили. Однако участники открытого Кубка ПАО «ММК» по дрифту наглядно продемонстрировали: российские машины способны на многое.