Телеканал этот – довольно странный симбиоз из не всегда, прямо скажем, умных сериалов про «ментов», их «псов» и прочих «морских дьяволов» и одновременно – познавательных программ типа «Своей игры». Мне же на НТВ нравятся творения Сергея Малозёмова: программы «Чудо техники» и «Еда живая и мёртвая», обе выходят в эфир по поздним утрам выходных – как раз когда уже проснулся, но всё ещё в кровати лениво щёлкаешь пультом от телевизора. Правда, к самому телеканалу программы эти имеют отношение лишь эфирное: НТВ покупает их у продакшн-студии «Стереовижн», как покупают контент и каналы «Мир», ТВЦ, «Пятница» и другие.
Но вернёмся к Малозёмову. Сергей – наш земляк: родился в Миассе, в Челябинске окончил медицинскую академию, но работе врача предпочёл карьеру радио-диджея. В 2005-м, окончив Школу телевизионного мастерства Владимира Познера, устроился на НТВ и вот уже 21 год верен ему: редактор, потом корреспондент, далее научный обозреватель, а теперь автор и ведущий программ. И если диплом врача с «Едой живой и мёртвой», рассказывающей о продуктах и пищевых привычках, «монтируется» довольно легко, то вопрос: как Малозёмов дошёл до «Чуда техники», ведающем о новых технических открытиях, интересовал меня давно. Но, по словам продюсера программы Елены Образцовой, первенцем как раз было «Чудо», вышедшее в эфир в 2012 году, а уже через него Сергей Александрович пришёл и к «Еде»: в программе появилась рубрика, посвящённая яствам, да так «раскрутилась», что вылилась сначала в цикл документальных фильмов, а потом – в полноценную еженедельную часовую программу. А краткое знакомство с биографией Сергея Малозёмова пролило свет и на его любовь к техническим вопросам, ведь он – сын инженеров-оборонщиков. Словом, узнав о том, что в Магнитогорске будут снимать сюжет для «Чуда техники», без раздумий напрашиваюсь на съёмки.
Точнее, сначала меня попросили стать их участницей: чтобы не отправлять съёмочную группу через полстраны, студии порой нанимают стрингеров – местных специалистов. Имея давние рабочие контакты с шеф-редактором «ММ» Евгением Наумовым, работавшим когда-то на телевидении, Лена Образцова обратилась к нему, а он – ко мне. Москва запросила список нашей фото- и видеоаппаратуры, квадрокоптеров – съёмки нужны и с высоты. Послушно высылаем, но техническая служба «Стереовижн» его не утверждает, что логично: нам для газеты суперсовременное телеоборудование ни к чему. В итоге оператора нашли в Белорецке, владельца квадрокоптера – в Магнитогорске, а для централизации работы решено-таки отправить в Магнитку своего корреспондента – автора сюжета. Знаете, что поразило? Вопрос был решён буквально за час – без проволочек и письменных запросов топ-менеджменту: вчера в восемь вечера мы обсуждали с Еленой вопросы, которые должна буду задать героине сюжета, а сегодня ранним утром Катя Божко – молодая симпатичная тележурналистка – уже была у нас. Признаётся со смехом: оделась на холодный Урал как капуста – в сто одёжек.
Съёмки сюжета для программы длятся в среднем два с половиной месяца, а тематическое планирование эфира расписано на полгода вперёд.
Причём темы для программ придумывает сам Сергей Малозёмов – коллектив студии подчёркивает: он – не просто «говорящая голова» в эфире, а действительно автор программ. Получив задание, автор и продюсер продумывает сценарий и фактаж – набрасывает общую канву: герои, место съёмок, интересные факты, лабораторные эксперименты... Далее набросок оценивает специалист по
«фактчекингу» – человек с дипломом физика, отрабатывающий сценарий со своей научной «колокольни». Потом сценарий утверждает Сергей Малозёмов – начинаются съёмки. Кстати, одновременно автор может вести до пяти сюжетов, так что, несмотря на длительность производства одного сюжета, график работы у групп очень жёсткий.
Итак, что «Чудо техники» заинтересовало в ГЛЦ «Абзаково»? В эти дни здесь была Майя Аверьянова, выбранная героиней сюжета. Ещё одна наша землячка: родилась и встала на горные лыжи Майя в Сатке, в 18 лет уехала в Москву, променяв сборную области на команду Москвы, а потом и России – до 2018 года она входила в Олимпийскую сборную страны. Мастер спорта по фристайлу, участница чемпионата мира, призёр Кубка мира, Универсиады, чемпионата России, ныне она – тренер в частной школе горных лыж и сноуборда и в этом качестве привезла в Абзаково очередную группу желающих познать радость полёта по горнолыжным трассам.
– Были на склонах Урала, Кировска, Архыза, сочинской «Роза Хутор», кемеровского «Шерегеш», Европы, – перечисляет Майя. – Абзаково и Банное обожаю с детства: тренировалась здесь, на искусственном жёстком, а потому более предпочтительном для профессиональных спортсменов снегу. Нашим ученикам курорты ММК очень понравились: по уровню трасс, их подготовки, удобству расположения горнолыжек к месту проживания, качеству размещения и питания... Да и по ценам при равных, а порой и лучших данных вы выгодно отличаетесь в два, а то и три раза.
Почему программе понадобилась именно горнолыжница? Если помните, в программе есть рубрика «Чудо-товары» – новинки, которые тестируют специалисты и обычные пользователи, а потом делают вывод: чудо это или пустая трата денег. В этот раз тестам подвергли новейшую электрическую систему виброгашения от компании Head – одного из лидеров в производстве горных лыж. Именно Говард Хэд ещё в 1950-м, пристроив к горным лыжам технологию алюминиевых сплавов, взятых из авиастроения, получил до сих пор не превзойдённую конструкцию лыж. Теперь компания представила пьезоэлектрическую систему курсовой устойчивости и виброгашения: пьезоэлемент, установленный на лыжах, электрическую энергию, образовавшуюся при трении, преобразует в какие-то «…механические процессы, способствующие успокоению и подавлению негативных вибраций…» – может, что-то путаю, но это всё, что я поняла из объяснений Кати Божко и интернет-изданий. Ясно одно: новая технология уже запущена в производство и, как полагают эксперты, скоро будет внедрена на соревнованиях, а это – новые скорости и мировые рекорды. Лыжи с пьезоэлементом – а стоят они в три раза дороже высококлассных лыж предыдущего поколения – приобрёл Андрей Медведев, владелец отеля близ Абзаково и спортивного магазина – как и само Абзаково, официального дистрибьютора Head. Он любезно предоставил свою дорогую во всех смыслах новинку для апробации «Чуду техники». Говорят, бесплатно – и в это легко поверить, учитывая, что Медведев прослыл социально ориентированным предпринимателем, спонсируя многие детские соревнования, проводимые в Абзаково.
Итак, три спуска героиня делает на высококлассных «старых» лыжах, ещё три – на лыжах с пьезо-элементом, затем сравнивает ощущения. На её груди крепят камеру, цепляют микрофон-петличку, Майя Аверьянова едет в гору. Настрой не то что бы пессимистический, но в чудо героиня, на своём веку испытавшая десятки новых горнолыжных технологий, мало верит.
– На удивление, разница чувствительна, – признаётся после спусков. – Система виброгашения придумана давно, но «базовая» – механическая – на неровностях срабатывает постепенно и с помощью мышц, задействованных спортсменом. Здесь же такое чувство, что вибрацию словно выключили, как только я набрала скорость на неровном участке. По результатам замеров новая система позволила увеличить скорость на пять километров в час, что приблизило финиш секунд на пять. Впечатлена, думаю, у системы большое будущее. Но до этого она, безусловно, должна пройти миллион тестов на разных трассах спортсменами разных весовых категорий.
Итак, магнитогорская часть сюжета снята, теперь с новой системой будет разбираться учёный-физик – значит, чудо эта система или пустая трата денег, пока сказать не могу. Ждите ответ на НТВ: «Чудо техники» с «нашим» сюжетом планируется в эфире 30 января.