Первыми её посетителями стали школьники левобережья и студенты кафедры логистики и управления транспортными системами МГТУ. А в качестве гостей были приглашены ветераны-железнодорожники и нынешние работники управления логистики ПАО «ММК». В результате получилась живая беседа, наполненная интересными фактами и воспоминаниями, а главное – искренними эмоциями.
«Идея выставки родилась во время презентации книги, подготовленной к 90-летию железнодорожного транспорта комбината, – рассказывает руководитель музея ММК Надежда Халитова. – Для оформления презентации использовались экспонаты из музея ЖДТ, расположенного на территории комбината. К сожалению, эту богатейшую коллекцию могут видеть только работники предприятия, поэтому появилась мысль хотя бы часть из них показать широкому кругу зрителей».
В новой экспозиции представлены экспонаты сразу двух музеев – ММК и ЖДТ. Например, личные вещи и документы первой на комбинате женщины, удостоенной звания Герой Социалистического труда, Нины Пушкарской. Здесь же модели паровозов, тепловозов и электровозов разных лет, в том числе легендарного промышленного электровоза «Савильяно», которым в своё время управляла Пушкарская. Не менее интересна книга почёта ЖДТ, в которой собраны десятки имён, за каждым из которых стоит своя история.
«Мы попытались соединить прошлое и настоящее, – пояснила концепцию выставки Надежда Ренатовна. – Это можно проследить даже по моделям подвижного состава, где наряду с вагонами представлен современный штрипсовоз. Буквально в день открытия экспозиция пополнилась большой картой, на которой представлена схема путевого развития железнодорожного транспорта ММК».
В качестве экскурсовода выступил ведущий инженер по транспорту управления логистики ПАО «ММК» Евгений Семёнов. Он рассказал ребятам о том, как создавалась и развивалась система железнодорожного транспорта ММК, с какими трудностями сталкивались железнодорожники комбината на разных этапах своей истории, и, как преодолевали их, используя новые технические решения. Исторические факты экскурсовод – железнодорожник подкреплял экспонатами, представленными на выставке. Перелистывая книгу почёта, перебирая отслужившие свой срок инструменты, посетители в буквальном смысле прикасались к истории.
«В настоящее время управление логистики ПАО «ММК» считается одним из крупнейших хозяйств в сфере промышленного железнодорожного транспорта России. Практически все грузы, ввозимые на комбинат вывозимые с его территории, транспортируются по железной дороге, поэтому стабильность производственного процесса на ММК в немалой степени зависит от чёткой и оперативной работы всех железнодорожных служб ММК, – подчеркнул Евгений Анатольевич. – В настоящее время в состав управления логистики входят цех эксплуатации, локомотивный цех, грузовая служба и цех железнодорожного транспорта. Протяжённость железнодорожных путей на ММК составляет почти 800 километров, протяжённость контактной сети – более 600 км, около 200 локомотивов круглосуточно трудятся на промплощадке».
Задача выставки – показать историю и современность железнодорожного транспорта ММК через документы, фотографии и человеческие судьбы, подчёркивают организаторы. Конечно, рассказать обо всём в рамках небольшой экспозиции невозможно, а вот пробудить интерес к теме или профессии, вполне реально.