Первая леди Челябинской области Ирина Текслер – создатель фестиваля моды в административном центре Нагайбакского района. Она решила расширить рамки Парижской недели моды и в этом году «привезла» его в наш город. В культурном центре «Амбар» жилого кластера «Соты» состоялась встреча с одним из самых популярных стилистов, имиджмейкеров, телеведущих и экспертов моды России Алексеем Сухаревым. В его портфолио – участие в десятке телепроектов, среди которых «Модный приговор» (0+), «Пацанки» (18+), «Жаннапомоги» (12+) и другие. Но сам Алексей считает главным своим достижением интернет-проект «Модный подкаст» (12+), появлению которого в 2020 году способствовал ковидный карантин.
Зал культурного центра «Амбар» полон, и с гостями встречи Алексей охотно делился мыслями о развитии моды и будущем российского дизайна. Во вступительном слове Ирина Текслер отметила, что модная индустрия в Челябинской области представлена более чем сотней локальных брендов одежды, обуви, аксессуаров и бижутерии, которые, благодаря поддержке властей региона, становятся известными не только на Южном Урале, но и в России и мире, их показы с большим успехом проходят в Казахстане, ОАЭ, Китае. Но главное, их бренды пользуются популярностью покупателей, а значит, в области формируется новый бизнес – впрочем, исторически обусловленный.
– Фэшн-индустрия присуща нашему региону: в советские годы в Челябинске работал Дом моделей, который конструировал одежду для шести швейных фабрик СССР, – говорит Ирина Николаевна. – С распадом страны фабрики были закрыты, но мы решили продолжить модные традиции.
– Из южноуральских дизайнеров мне знакомы Татьяна Котова и София Енидунаева, но я не люблю делить дизайн по частям России: все мы дышим одним воздухом, и рассматривать моду вне мирового контекста сложно, – начинает диалог Алексей Сухарев. – Я интересуюсь российскими дизайнерами с тех пор, когда это была ещё «инсайдерская» история: люди хотели носить всё французское, итальянское, американское и местные бренды признавали неохотно – до 2022 года, когда западные дизайнеры ушли. Существовать российским маркам непросто, особенно в сегменте масс-маркета. Западные «Лайм», «Зарина», «Би фри» и прочие принадлежат трансатлантическим холдингам. А брендам небольшим, живущим только на то, что смогли продать, выживать сложно: повторять мировые тенденции – неинтересно, предсказать точку пользовательского интереса – невозможно, потому что исследования агентств, прогнозирующих тренды на год, пять, десять лет вперёд, могут позволить себе купить только большие корпорации. И сегодня важно, чтобы дизайнеры нашли своих инвесторов.
– Вот потому мы, в отличие от вас, делим дизайнеров по географии – власти региона интересно вкладывать средства в своих специалистов, – говорит Ирина Текслер. – Мы рады, что многие звёздочки «выстреливают»… Это сложная, но перспективная работа: с выходом федерального закона о развитии креативной индустрии она активно продвигается, даже подсчитано, сколько средств фэшн-индустрия принесёт в бюджет и как это отразится на валовом продукте.
Как стать успешным стилистом?
Далее разговор перетёк в формат «вопросы из зала». Разумеется, в первую очередь собравшихся интересовал путь стилиста к успеху.
– Цели стать стилистом не было, меня влекла журналистика. На стыке её и моды и лежит моё предназначение, в том числе в проекте «Модный подкаст», знакомящем с миром моды тех, кто раньше ею не интересовался. В комментариях часто встречаю: «Никогда не интересовалась модой, а это, оказывается, интересно». Рад, что люди начали воспринимать моду как развитие стиля, формы и трендов. То, что мы носим сегодня, –результат коллективной работы десятков дизайнеров, и знакомить людей с их творчеством – моя миссия. Раньше было проще: конкуренции меньше, не так много людей стремилось в эту сферу. Благодаря работе в «Модном приговоре» я имел возможность учиться у лучших мастеров. Образование стилиста должно быть классическим. Все эти курсы, марафоны и прочее, что продают блогеры, – да, если позволяют средства. Но главное – владеть историей моды и искусства. Все формы, цвета, которые смешивают сегодня мировые дизайнеры, мы уже видели – на старинных полотнах, в работах великих мастеров прошлого. Зная всё, чувствуя, ты быстро «схватишь» тренды и, пропустив их через себя, образуешь свой почерк. Ещё важно понимать и любить людей. Потому что одеть модель – только для фотосессии, а обычный человек будет твои «советы» носить.
Мода «а-ля рус»
– Несмотря на санкции, снова в моде «русскость», и финала этому я не вижу: наша история очень богата и многослойна, и дизайнеры всегда вдохновлялись Россией. Легендарная коллекция 1976 года Ива Сен-Лорана признана одной из лучших. Карл Лагерфельд не раз своим творчеством признавался в любви к России, Жан-Поль Готье делал невероятные коллекции, вдохновлённые конструктивизмом, супрематизмом, Малевичем, Кандинским... Русская культура – кладезь для вдохновения. И российскому дизайнеру важно уметь грамотно «смешивать» мировые тренды с российскими и даже местными – откуда он родом. И качественный «коктейль» даст великолепный эффект. Пример – гостья вашего фестиваля Алёна Ахмадуллина, в коллекциях которой ты точно узнаёшь дизайнера, а это для него самый большой комплимент.
О возвращении западных брендов
– Отношусь к этому хорошо, как и настоящие профессионалы, в том числе из масс-маркета. Только здоровая конкуренция способна развивать. Другое дело, эти три года сыграли российским дизайнерам в плюс – они имели возможность спокойно набить руку. И когда западные марки вернутся – а это рано или поздно обязательно произойдёт, россияне смогут конкурировать с ними на равных. Выиграют все – и модельеры, и потребители, которым важен выбор. Одежда – наше выражение настроения. Если хотите, это послание, способ что-то сообщить о себе, не произнеся ни слова. Опять же, конкуренция – это высокое качество при адекватной цене. Ещё десять лет назад такого соответствия у российской моды не было – сегодня качество подтягивается.
Какие мы, российские женщины?
– Когда рухнул СССР, из советской серости женщина «упала» в аляпистость, потом – в безвкусие 2000-х с их расцветом гламура на нефтяные деньги. Русская женщина душевна – многие и сегодня одеваются в стиле «времён, для сердца милых», а 80-е, 90-е, 2000-е и 2010-е – совершенно разные эпохи. Тот же стиль парижанки формировался десятилетиями. Представим стереотипную итальянку: лёгкая небрежность, солнцезащитные очки, запринтованное платье или пальто… Клишированная француженка – это когда-то тельняшка, берет и красная помада, а сегодня –платье-мини в рюшах, сапоги, кожаная куртка, берет и тоже небрежность. А описать россиянку сложно, ДНК русского стиля пока не считывается. Мне кажется, она создаётся именно сейчас – когда активно развивается российская мода и люди научились делать самостоятельный выбор. О чём я: нигде в мире не существуют так долго мейковер-шоу, а в России «Модный приговор», «Снимите это немедленно» (0+) и прочие «работают» десятки лет. Потому что среднестатистическая русская женщина не умеет одеваться красиво – но хочет этому научиться. Для дизайнеров в каждой эпохе были свои учебники – глянцевые журналы, модные коллекции мировых мастеров… Чтобы понять, кто останется в истории отечественной моды, должно пройти время – и лет через 50 увидим, кто сошёл с дистанции, а кто живёт и здравствует. Вместе с модными домами выкристаллизуется и образ русской женщины. Не просто красавицы, коей она, безусловно, является, а именно присущего ей общего стиля.
Сложная модная экология и свопы
– Одеваться экологично – это масштабный мировой тренд последнего времени, к сожалению, во многом лицемерный. Потому что именно так называется, когда индустрия пытается продвигать свои марки, коллекции, прикрываясь заботой о природе. На самом деле экологичная мода – это так же вредно для экологии. Вот все носятся с экокожей – она спасает животных, поэтому должна быть везде. А то, что она будет потом разлагаться «три миллиона лет», – об этом все скромно умалчивают, вырывая из контекста отдельные мысли и преподнося их в нужном «освещении». Поэтому экологичным фэшн быть не может априори – а вот человек может. К примеру, капсульный гардероб, в котором все вещи «монтируются» между собой, каждый раз создавая новый образ и, отвечая всем задачам, занимает мало места в шкафу. Вещи должны быть качественными, классическими – чтобы не устареть морально через полсезона, и дополняться трендовыми, а ещё лучше, присущими именно вашему вкусу аксессуарами. Это и будет экологичный стиль. Свопы – обмен одеждой – я люблю, в том числе винтажные магазины. Этому слову, кстати, рад больше, чем «секонд-хэнду», от которого у нашего народа «родовая травма» – моя семья, например, когда-то одевалась исключительно там ввиду отсутствия денег. Если человек умеет выбирать винтажные вещи, комплектовать и носить их, – прекрасно.