Несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, дистанционные хищения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий стремительно набирают силу. Мошенники умело используют всю доступную информацию и современные технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать информацию о себе либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости и чувства в своих корыстных интересах.
Случай с родственником
Мошенник представляется родственником (знакомым) и взволнованным голосом по телефону сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение преступления (совершил ДТП, хранил оружие или наркотики, нанёс тяжкие телесные повреждения). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз «помогал» людям таким образом. Но если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас деньги необходимо привезти в определённое место, передать какому-либо человеку либо перевести на счёт (абонентский номер телефона).
Розыгрыш призов
На телефон абонента сотовой связи приходит смс-сообщение, из которого следует, что в результате проведённой лотереи он выиграл автомобиль. Для уточнения всех деталей потенциальной жертве предлагается посетить определённый сайт и ознакомиться с условиями акции либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров. Во время разговора по телефону мошенники сообщают о том, что для выполнения необходимых формальностей (уплаты госпошлины, оформления необходимых документов, оплаты комиссии за перевод) счастливому обладателю новенького автомобиля необходимо перечислить на счёт указанную ими сумму, а затем набрать определённую комбинацию цифр и символов якобы для проверки поступления денег на счёт и получения «кода регистрации». Как только жертва завершает указанные манипуляции, счёт обнуляется, а мошенники исчезают в неизвестном направлении.
Если вы узнали о проведении лотереи только тогда, когда «выиграли» автомобиль, если вы не заполняли заявку на участие в ней либо каким-либо другим способом не подтверждали своё участие в розыгрыше, то, вероятнее всего, вас пытаются обмануть. Будьте осторожны!
SMS-просьба
Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер недоступен, положи на него определённую сумму и перезвони». Человек пополняет счёт и перезванивает, телефон по-прежнему недоступен, а деньги вернуть уже невозможно.
Звонок от «человека в погонах»
На телефон абонента (например, предпринимателя, руководителя объекта общественного питания, торгового центра либо их сотрудников) поступает звонок от правонарушителя, который представляется одним из руководителей право-охранительных органов (например, прокуратуры) и просит пополнить счёт его телефона, дополнительно к этому просит, например, забронировать столик в ресторане и сообщает, что по приезду на объект рассчитается. Не дожидаясь приезда якобы должностного лица, руководствуясь принципом уважения и доверия к правоохранительным органам, потерпевший переводит через терминал банка либо иным способом денежные средства в указанной сумме.
Платный код
Поступает звонок якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счёта абонента на счёт злоумышленников.
Штрафные санкции оператора
Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внёс своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определённом размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.
Ошибочный перевод средств
Абоненту поступает SMS-сообщение о поступлении средств на его счёт, переведённых с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и некто сообщает, что ошибочно перевёл деньги на его счёт, при этом просит вернуть их обратно тем же мобильным переводом. В действительности деньги не поступают на телефон, а человек переводит свои собственные средства. Если позвонить по указанному номеру, он может быть вне зоны доступа. Кроме того, существуют такие номера, при осуществлении вызова на которые с телефона снимаются все средства.
Ловушка для любопытных
Учитывая склонность некоторых граждан «пошпионить» за близкими и знакомыми, злоумышленники используют следующую схему мошенничества в сети «Интернет»: пользователю предлагают изучить содержание СМС-сообщений и список входящих и исходящих звонков интересующего абонента. Для этого необходимо отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 рублей на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента.
После того, как пользователь отправляет СМС, с его счёта списывается сумма гораздо больше той, что была указана мошенниками, а интересующая информация впоследствии так и не поступает.
Интернет-продажи
При звонке на телефон, размещённый на интернет-сайтах объявлений, правонарушитель просит пополнить счёт его телефона либо сообщить данные и номер карты потерпевшего для перевода денежных средств в качестве задатка за товар. После сообщения данных карты происходит списание денежных средств.
Также в текущем году злоумышленники продолжают активно использовать фишинг в социальных сетях и онлайн-мессенджерах. Наибольшую выгоду мошенникам приносят махинации через сайты объявлений, с помощью которых они получают доступ в онлайн-банк.
Настойчивая «помощь»
Одной из распространённых схем киберпреступников в последние годы стал вишинг – это вид мошенничества, при котором злоумышленники под любым предлогом вынуждают нас предоставлять конфиденциальные данные в «наших собственных интересах», то есть искусственно создаётся ситуация, требующая помощи от специалиста.
Цель мошенников – под любым предлогом извлечь секретную личную информацию. Для получения доступа к конфиденциальным данным владельца карты мнимые помощники используют телефонную связь как в автоматизированном режиме, так и напрямую от мнимого «операциониста» банковского сектора.
Во многих случаях в течение дня нам постоянно начинают звонить на мобильник с незнакомого московского номера, начинающегося на 495. Звонки с московских номеров обычно настолько настойчивы (иногда до десяти звонков за день), что мы зачастую уступаем и отвечаем на них.
Как только мы отвечаем на звонок, нам сразу сообщают важную информацию о возникших проблемах с нашей картой, например, что она заблокирована, а служба безопасности банка предотвратила попытку несанкционированного списания. Затем звонящий предлагает помощь в сложившейся ситуации, на которую многие соглашаются.
Нас убеждают в срочном решении возникшей ситуации, пока ещё не все деньги украдены. Очень последовательно мошенники стараются получить от нас всю личную информацию о кредитке, присылают новые пароли и ПИН-коды в смс-уведомлениях. Успокаивающим голосом «банковские работники» предлагают различные возможные варианты защиты.
Догадаться о том, что любезный помощник на другом конце провода является мошенником, не всегда легко, но в любом случае это возможно. Изначально можно поблагодарить за бдительность и узнать должность, инициалы звонившего сотрудника кредитной организации и предпринять попытку дозвониться в банк по горячей линии.
Использовать для выяснения сложившейся ситуации лучше другой свой номер, потому что на сегодня у вымогателей существуют технологии, позволяющие перенаправлять все последующие звонки на телефонное устройство мошенников.
Бесконтактные платежи
Для проведения оплаты по карте с подключённой опцией бесконтактных платежей достаточно приложить её к терминалу. Ввод ПИН-кода не требуется, если сумма не превышает 1000 рублей. При этом количество расходных транзакций не ограничено.
Чтобы получить деньги, мошеннику даже не понадобится воровать карту у клиента. Если в общественном транспорте поднести устройство к сумке или карману владельца, то средства спишутся. Для этих целей мошенники изготавливают самодельные переносные считыватели или используют банковские терминалы, оформленные по фиктивным документам.
Взлом аккаунта друга
Люди могут даже не подозревать, что им пишет посторонний человек под видом родственника, друга, с просьбой перевода денег в связи с произошедшим горем. Таким образом, войдя в доверие, мошенники пытаются украсть ваши деньги.
Эхо пандемии
Многие из нас во время пандемии находились дома, что активизировало мошенничество с банковскими картами по телефону.
Вот лишь несколько новых примеров того, как происходит телефонное мошенничество с последующей кражей денег с кредитки. На телефон приходит СМС-уведомление о начислении компенсации за нерабочий период во время самоизоляции, для получения средств предлагается перезвонить в банк и пообщаться с мнимым «сотрудником». Либо злоумышленники звонят с уведомлением о том, что мы якобы находились в контакте с заболевшими Covid-19. В связи с этим предлагается срочно сдать платный анализ на коронавирус, а чтобы не нарушать режим самоизоляции, «сотрудники лаборатории» готовы приехать к нам на дом. Для срочного выезда бригады нужно совершить предоплату.
В обоих случаях подставной человек, будь это сотрудник банка или медперсонал, предлагает свою онлайн-помощь, чтобы осуществить платёж, а для этого ему нужна информация о счёте. После получения необходимых данных мошенники выводят деньги, а доверчивые граждане остаются с нулевым балансом.
Как уберечься от обмана?
Перечень мошеннических схем не ограничивается приведёнными примерами. Преступники находят всё новые и новые схемы и способы для достижения преступных замыслов.
Чтобы не стать жертвой злоумышленников, необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения и обязательно довести их до сведения родных и близких.
Не следует доверять звонкам и сообщениям о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, особенно если за этим следует просьба о перечислении денежных средств. Как показывает практика, обычный звонок близкому человеку позволяет развеять сомнения и понять, что это мошенники пытаются завладеть вашими средствами или имуществом.
Не следует отвечать на звонки или SMS-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счёт деньги.
Не следует сообщать по телефону кому бы то ни было сведения личного характера.
Своевременное обращение в правоохранительные органы может помочь другим людям не попасться на незаконные уловки телефонных мошенников.
Противостоять мошенникам можно лишь повышенной внимательностью, здравомыслием и бдительностью!