Олег Павленко – фигура в мотоспорте известная: на его счету второе место и две победы в одном из самых сложных и захватывающих мировых ралли. Причём класс, в котором выступает Олег, заслуживает особого внимания – G-MOTO Challenge, то есть без группы технической помощи. Это значит, закончив очередной этап гонки и вернувшись вечером в лагерь, участник не сдаёт свой мотоцикл на техобслуживание, а сам готовит его к следующему марафонскому дню.
Любовь к двухколёсному транспорту и родной природе у Олега с детства: когда его родители работали в пионерском лагере, мальчишка гонял по сосновым лесам на самокате, получая двойное удовольствие – от скорости и окружающих красот. Потом были мотогонки по пересечённой местности – эндуро и ралли-кросс-кантри. Правда, тяга к красоте оказалась сильнее: окончив художественно-графический факультет тогда ещё МаГУ, он год работал учителем ИЗО и черчения в закрытом военном городке Локомотивный, что близ Карталов. Молодой учитель даже учредил дополнительные уроки – «мотоциклетные», на них с радостью ходили и мальчишки, и девчонки. Правда, до практики дело не дошло – мотоциклы для школы закупить не успели.
Неизвестно, как сложилась бы его судьба, но через год местную ракетную дивизию расформировали и Олег вернулся в Магнитогорск. Поменять судьбу решил кардинально: узнав о том, что загородные центры комбината набирают инструкторов по горным лыжам, прошёл обучение, стажировку и приступил к работе. Улыбается: ощущения почти те же, что от педагогики: только что человек ничего не умеет, но пара часов занятий – и он уже уверенно держится на горе, а ты доволен своим учеником. А ещё греет душу красота горных пейзажей.
В 2009 году он пришёл в мотоклуб к Виктору Коржову. Участвовал в спринтерских региональных и всероссийских гонках по эндуро, потом замахнулся на марафонские кросс-кантри: старты для всех видов гоночной техники – внедорожники, багги, гоночные грузовики, квадроциклы и мотоциклы – проходили в Астрахани у Каспийского моря и имели самый высокий коэффициент сложности. Два года подряд он становился чемпионом Урала по эндуро. С увлечением занимался с маленькими гонщиками – в клубе Виктор Коржов доверил Олегу работу с детьми пяти–восьми лет. Вместе с Виктором Петровичем организовывали гонки, приглашая спортсменов со всего Урала и других регионов. Одни из самых красивых и запоминающихся проводили в ГЛЦ «Абзаково».
– Пришёл с этой идеей к Виктору Петровичу, он затею поддержал, – говорит Олег. – Обратились к Александру Маструеву – в то время вице-президенту управляющей компании ММК по персоналу и социальным программам. Сам страстный мотолюбитель, он очень помог, как и тогдашний директор дома отдыха «Абзаково» Николай Новиков и начальник спортивного отдела ГЛЦ Михаил Кузнецов. Это были яркие и зрелищные мероприятия.
Однажды воспитанниками Олега Павленко стали даже мегапопулярные артисты Сергей Безруков и Андрей Ильин. Представляя в Магнитогорске общий спектакль, они жили в Абзакове несколько дней. Руководство комбината решило устроить актёрам досуг – и доверило Олегу Павленко научить актёров кататься на горных лыжах.
– Сергея я сопровождал на гору ГЛЦ на Банном. Он вышел из кабинки подъёмника спокойным, а потом увидел, какая красота перед ним расстилается и буквально застыл – долго смотрел зачарованно, а потом глубоко-глубоко вздохнул и мечтательно улыбнулся, – рассказывает Олег. – Правда, Сергей после дня занятий горными лыжами не воспылал, а Андрей увлёкся – и до самого отъезда мы тренировались.
В 2015 году у Олега случилась сложная травма голени – решил, что спортивная карьера окончена. Вернулся к рисованию, но выдержал недолго: преодолевая страх новой травмы, вновь начал тренироваться на мотоцикле и в 2021 году решил поехать в Астрахань – да, на ту самую гонку с самым высоким коэффициентом сложности – и победил. И здесь начинается главная часть его истории.
Исполнили мечту всем миром
Главным призом астраханской гонки-2021 был сертификат на участие в Кубке мира, проходившем тогда в рамках ралли «Шёлковый путь». Это была давняя мечта Олега, но стоила она без малого два миллиона рублей, не считая дополнительных личных расходов – на поездку, подготовку мотоцикла и так далее. Словом, без спонсорской помощи не обойтись – и Олег Павленко обратился к возглавлявшему в то время городское управление физкультуры и спорта Сергею Игуменову.
– Честно – на успех не надеялся: середина года, бюджеты расписаны, сумма немалая, так что ждал «от ворот поворот», – говорит Олег. – Но поддержал и Сергей Вячеславович, и глава города Сергей Бердников: и сами помогли, и письмо в адрес комбината составили. К моему удивлению, на всех уровнях получил согласие, даже хоккейный клуб «Металлург» подключился. Словом, всем миром исполнили мою мечту.
В детстве Олег Павленко представлял себя в белоснежной экипировке и на белом мотоцикле – когда-то именно этот образ мотогонщика на фоне песчаных барханов, увиденный по телевизору, поразил парня. Но реальность оказалась круче: он стал постоянным участником «Шёлкового пути». Все эти годы Олег выступает в экипировке с логотипами ММК и всегда стремится достойно представить Магнитогорск и градообразующее предприятие.
– В этом году я единственный мотогонщик со всего Урала, а в 2021 году был вообще единственным из России, – говорит Олег. – И, конечно, это накладывает отпечаток: ты лицо своей родины. А я очень
люблю Магнитогорск. Вот мы живём своими делами, проблемами – и ничего не замечаем вокруг. А Магнитогорск – не только исторически значимый, но и такой красивый, а последние годы и ухоженный город, которым можно и гордиться, и хвалиться. На днях катался на самокате и восхищался – чистотой, парками, набережной, Притяжением… Хочу, чтобы о Магнитогорске, о комбинате, о том, что он делает для города, знали все!
– Это интересная и красивая история. Масштабная гонка, известная всему миру, – и в ней участвует единственный мотогонщик нашего региона, – комментирует решение поддержать спортсмена старший менеджер Группы социальных программ ПАО «ММК» Фёдор Наследов. – ПАО «ММК», как социально ориентированное предприятие, всегда поддерживает спорт – как массовый, так и высоких достижений, к тому же Олег – работник Группы ММК, и мы горды быть частью его побед.
Отпуск и образ жизни
Олега ждёт марафон длиной пять тысяч километров, из которых две с половиной тысячи – бездорожье: и пустыни, и каменные долины, и реки, при форсировании которых техника может заглохнуть. Но наш герой поставил задачу – добраться до финиша. Задача непростая – и дело не только в трудности маршрута, но и в состоянии техники: мотоцикл Олега – «зверь» замечательный, но уже «ветеран» – 2012 года, а соперники почти все – на новеньких байках. К тому же, напомним, категория Олега – G-MOTO Chellenge – добавляет хлопот. Приехал вечером с маршрута гонки, поужинал – и до трёх-четырёх ночи обслуживаешь байк. А уже в семь утра выезд – регламент строгий: временные рамки жёсткие, задержка или нарушение – штрафные минуты, «отыграть» которые потом очень сложно. Трасса каждый раз меняется: то по калмыцким степям через Чечню в Москву, то – на восток через всю Монголию.
– В этом году гонка стартует в Иркутске, на Байкале, – я там не был и жду поездки с нетерпением, – оживляется он. – Дальше – Улан-Батор и семь дней серьёзных трасс по Монголии, потом пески пустыни Гоби. Барханы высотой… не знаю… с 16-этажный дом, один за другим, и каждый ты должен покорить – и так 200 километров. Гонки на скорость – именно по бездорожью, это километров 300 в день, дальше – движение на трассе по обычным правилам, гнаться не нужно, но и выходить за регламент нельзя. На границе Монголии и России трудная каменистая местность Кош-Агач, потом по красивейшему Чуйскому тракту, вдоль рек Чуя и Катунь – бирюзовых и с сильным течением – держим путь на Новосибирск и финишируем в Горно-Алтайске. Так что увижу самые красивые места нашей прекрасной страны.
В 2021 Олег, дебютант «Шёлкового пути», дошёл до финиша и был счастлив. Но появилась более амбициозная цель – победа в своём классе. И в следующем году она была достигнута. За десять бессонных дней гонки вымотался так, что после финиша уснул на скамейке в Лужниках. В 2023 – второе место, а в прошлом году – снова победа. Вернувшись домой, уехал на дачу и, зашторив окна, месяц отсыпался. И вот – снова готовится к стартам. Пятый раз.
– Считайте эти гонки моим летним отпуском, – улыбается. – Кто-то лежит на пляже, а я – соревнуюсь. И окунаюсь в самое настоящее братство гонщиков. Все всегда готовы помочь друг другу: команда «Урал-спорт» из Миасса обычно транспортирует мой мотоцикл до старта и от финиша. Но в прошлом году не смогли – места не было. Так вызвались помочь парни из легендарной команды Набережных Челнов «КамАЗ-мастер»… Много хороших историй. В этом году, кстати, финишируем мы 22 июля – в мой день рождения. И лучше компании для события не найти.
И, конечно, Олег Павленко не устаёт благодарить главных своих помощников – тех, благодаря кому такие поездки в принципе возможны.
– В первую очередь, конечно, ММК – генерального директора Павла Шиляева, группу социальных программ во главе с Фёдором Наследовым. Помощь комбината практически полностью покрывает расходы, – говорит Олег. – А также компанию из Миасса «Таганай-авто», приобретающую экипировку. Это очень трепетное чувство – понимание, что ты не один на своём пути. И жизненном, и «Шёлковом».