Продолжение. Начало в № 75
Несмотря на звание старейшего предприятия Урала и более чем двухсотлетнюю историю, ЛМЗ органично вписался в новые производственные реалии. Об истории, буднях и перспективах ООО «ММК-ЛМЗ» – в материалах «Магнитогорского металла».
Лысьвенский металлургический завод занимает внушительную территорию. Сразу видно: ни земли, ни других ресурсов для развития чёрной металлургии в советское время не жалели. Сегодня речь пойдёт о так называемой старой площадке ЛМЗ, c которой, собственно, и началась его история. Задуманный в 1785 году как горный, со временем завод продолжил свою историю как металлургический. От горного завода, которым владела семья князя Шуховского, остались пруд и высокая плотина, от металлургического – детища графа Шувалова – несколько цехов из красного кирпича с характерными арками и огромными воротами. Всё это перемежается строениями советских времён. Смешение эпох и индустриальных стилей придаёт месту особые очарование и смысл.
– Теплоэлектроцентраль, запущенная в 1899 году, считалась самой мощной на Урале, – ведущий специалист административной группы ООО «ММК-ЛМЗ» Фёдор Прокофьев проводит для нас небольшую экскурсию. – При Павле Петровиче Шувалове началось активное внедрение передовых технологий в производство. Замена паровой энергии на электрическую – одна из них.
Кстати, единорог на эмблеме завода появился тоже благодаря ему – раньше он украшал фамильный герб Шуваловых.
Неподалёку от энергоцеха – симпатичный фонтан в виде крана, висящего в воздухе. Отдав должное изобретательности лысьвенских кулибиных, снова погружаемся в историю, которая проглядывает буквально отовсюду. Под слоями советской штукатурки легко угадываются очертания приземистых старых цехов эпохи шуваловского ренессанса, их старые-новые стены повествуют о прошлом завода красноречивее всяких книг.
При Шувалове и его наследниках Лысьвенский завод был полностью перестроен, прежним осталось только место. Появилась электростанция – самая мощная на Урале, мартеновский цех, проектированием которого занимался известный инженер Владимир Шухов. Позднее выстроенные им своды поднялись над ГУМом, Киевским вокзалом в Москве, а из наклонных конструкций построена башня на Шаболовке. Копия одной из шуховских арок, некогда подпиравших своды мартеновского цеха, установлена в центре Лысьвы.
К началу XX столетия Лысьвенский завод стал одним из передовых предприятий в техническом отношении. Его продукция – сталь, прокат, белая жесть, эмалированная и оцинкованная посуда пользовались большим спросом. В годы Великой Отечественной войны в бывших шуваловских цехах изготавливали корпуса и взрыватели к артиллерийским снарядам, снаряды для зенитных и авиационных пушек, зажигательные бомбы, броневые полурубашки для защиты самолётов-штурмовиков, снаряды для легендарных «катюш» и «андрюш», солдатские каски. После войны ЛМЗ перестроился на выпуск мирной продукции.
В конце 90-х–начале 2000-х годов цехи, выпускавшие неконкурентоспособную продукцию, закрыли.
Завод разделился на несколько самостоятельных предприятий. Самое крупное из них – ЗАО «Лысьвенский металлургический завод», выпускающее металл с покрытием – в 2017 году вошло в состав Магнитогорского металлургического комбината. На старой площадке расположены два подразделения «ММК-ЛМЗ» – железнодорожный и механический цехи. С ними соседствуют не менее знаменитые Лысьвенский завод эмалированной посуды и Лысьвенский завод бытовой техники, выпускающий кухонные плиты.
– Я родилась в Лысьве. Окончила местный техникум со специализацией «неметаллические защитные покрытия» и проходила практику на Лысьвенском металлургическом заводе в эмальцехе, – рассказывает жительница Магнитогорска Татьяна Ивановна Гордюшкина, в девичестве Губанова. После выхода первой публикации об «ММК-ЛМЗ» она пришла в редакцию «ММ», чтобы поделиться воспоминаниями о родном городе и предприятии, давшем ей путёвку в трудовую жизнь. – В то время ЛМЗ выплавлял сталь разных сортов из чугуна, который привозили с Чусовского завода. Я работала на старой площадке. Территорию, на которой была построена опытная установка для выпуска металла с полимерным покрытием, называли новой площадкой. Там я тоже проходила практику. С этой установки и началась история цеха покрытий. Затем по направлению я уехала в Миасс работать в научно-исследовательском институте. В Миассе прожила 45 лет. Десять лет назад перебралась к дочери в Магнитогорск. Вот такой длинный путь с северного Урала на самый южный.
В Лысьве Татьяна Ивановна не живёт уже более полувека, но по-прежнему с теплотой вспоминает город своей юности. Детство её прошло в посёлке, который поначалу носил имя Льва Троцкого, а позднее был переименован в Октябрьский. В народе его именуют Госстроем – деревянные двухэтажки в северо-западной части города.
– Помню, как ходили по железнодорожной линии купаться на Лысьвенский пруд, отдыхали в пионерском лагере «Уральский Артек», – рассказывает Татьяна Ивановна. – Когда первую статью о Лысьве увидела, была растрогана до слёз. Приятно, что пишете о сотрудничестве двух славных уральских предприятий. ММК на протяжении многих лет поставлял на ЛМЗ холоднокатаный металл, а сама я дважды была в Магнитке в командировке – на производстве эмалированной посуды. И так случилось, что связала с этим городом свою жизнь. Собираю все материалы «Магнитогорского металла» об «ММК-ЛМЗ» и отправляю родным в Лысьву. Для нас это семейная история.
Прошедший ХХ век в истории ЛМЗ считается золотым, а вот в ХХI на долю предприятия и заводчан выпало немало испытаний.
Последние несколько лет завод переживает период возрождения. Возрастают объёмы производства и внутренних грузоперевозок. В год грузоперевозки железнодорожного цеха составляют более 600 тысяч тонн, и это не предел. Программа развития ЛМЗ и, следовательно, железнодорожного цеха предусматривает увеличение этих цифр в среднем на тридцать процентов.
– Сегодня перед нашим подразделением стоит важная задача – обеспечить бесперебойную работу цеха покрытий, – рассказывает начальник железнодорожного цеха ООО «ММК-ЛМЗ» Алексей Пирожков. – Ситуацию осложняет ситуация с ковидом, поэтому принимаем все меры для недопущения распространения этой инфекции. Круглосуточно на линии работают два тепловоза, ещё два – в резерве. За июнь перевезли около 73 тысяч тонн продукции. Для нашего небольшого предприятия – это серьёзный объём. Мы задействованы во всей технологической цепочке начиная с приёма сырья и заканчивая отгрузкой готовой продукции, которую отправляем по всей стране от Дальнего Востока до Крыма, а также в ближнее и дальнее зарубежье.
– От качества работы нашего цеха зависит весь производственный процесс, – подключается к разговору заместитель начальника железнодорожного цеха ООО «ММК-ЛМЗ» Николай Соловьёв. – Всё должно происходить своевременно. Бывает, что железная дорога запаздывает с доставкой, и тогда приходится работать с колёс, чтобы не остановить производственные линии. В соответствии с современными требованиями освоили погрузку-выгрузку продукции в контейнеры. В наличии около тридцати вагонов, снегоочистительная и путевая техника, грузоподъёмные машины, козловой и железнодорожные краны. Держим направление на малую механизацию.
На Лысьвенском металлургическом заводе в настоящее время трудятся около тысячи человек, 79 из них – в железнодорожном цехе. Возрождение предприятия заводчане напрямую связывают с Магнитогорским металлургическим комбинатом. Войдя в состав ММК, ЛМЗ получил всестороннюю поддержку.
– При помощи ПАО «ММК» провели ремонт оборудования, которое было сильно изношено, кранов, тепловозов, дизелей, ходовых частей, ремонтируем железнодорожные пути, – перечисляет Алексей Пирожков. – Заменили электропроводку и стеклопакеты, отремонтировали здания, кабинеты, установили кондиционеры. Ещё лет пять назад мы и мечтать об этом не могли. До слияния с ММК всё делалось хозспособом. Сейчас – централизованно. Деньги выделяют и на ремонты, и на обслуживание техники. Коллектив обеспечен качественной одеждой, в столовых хорошее питание, рабочие получают компенсацию за обеды.
– В результате этой большой работы сократилось время простоев и ремонтов, улучшился микроклимат в коллективе, – подтверждает Николай Соловьёв. – Выросли зарплаты, улучшилась социальная поддержка: медицинское обслуживание, путёвки в санатории и детские лагеря отдыха. Можно сказать, сейчас для нас второй золотой век наступает.
Николай Соловьёв родом из Тульской области, в Лысьву приехал в 1975 году вслед за женой. Устроился на ЛМЗ, работал помощником машиниста, машинистом, начальником службы подвижного состава, более двадцати лет занимал должность начальника железнодорожного цеха.
В этой должности его сменил Алексей Пирожков – коренной лысьвенец. На ЛМЗ он впервые попал в шестнадцать лет во время производственной практики. Позже устроился в цех на постоянную работу. Планировал слесарем-электриком, а приняли сразу мастером.
– Николай Иванович Соловьёв поверил в меня и предложил попробовать себя в должности мастера, – вспоминает Алексей Николаевич. – Потом двигался по служебной лестнице, с 2006 года оставался за начальника цеха, в 2019 году стал начальником. Душой болею за цех и завод. Кадры готовим сами, у нас такая узкая специализация, что просто электрик не разберётся в тепловозах, кранах и прочей технике. Принимаем на работу тех, кто готов профессионально расти и развиваться. Поработал, к примеру, человек составителем поездов, учим на помощника машиниста, затем на машиниста.
Рядом с железнодорожным цехом красуется памятник-реалия – маневровый танк-паровоз 9-П, выпускавшийся в Советском Союзе с 1935 по 1957 год.
На нём работала ударная комсомольская бригада, подчёркивает Николай Соловьёв. Паровозы этой серии украшают музеи, вокзалы и парки многих российских городов и станций. В 1989 году такой памятник появился и на Лысьвенском заводе.
– Музейщики из Екатеринбурга приезжали, просили передать наш паровоз в музей действующей железнодорожной техники, но мы отстояли свою реликвию, – завершает разговор Николай Соловьёв. – Этот трудяга-паровоз – наша история, поэтому стоять он должен на площадке ЛМЗ.
В следующем выпуске расскажем о селе Кын-завод, где сохранился горнозаводской комплекс, существовавший с 1759 по 1911 год: плотина, развалины цехов, контора, храм, дамба, пристань и посёлок. Писатель Алексей Иванов назвал Кын-завод забытым генокодом Урала, заброшенным, но не искажённым мутациями. Попадая в Кын, словно, возвращаешься на несколько столетий назад…
Продолжение следует.