Миловидная и улыбчивая, она смотрится очень женственно за довольно большим рулём автобуса. И довольно гармонично.
Судьбу Светланы Косаковской не назовёшь простой, но и каких-то эксклюзивных трудностей в жизни не было: растила двух дочек, жизнь вынудила пойти работать в такси, зарабатывала на собственной машине с 2001 года. Поменяла «руль» чисто по практическим соображениям: у машины пробег уже аховый, дальше «мучить» уже нельзя, и тут случайно увидела объявление: компания «Маггортранс» объявляет набор водителей. Она пришла – и её взяли. Более того, выучили на категорию С, а инструктор предложил дополнительно получить и D – как говорится, на всякий случай. И теперь Светлана Юрьевна, сначала намеревающаяся быть водителем грузового автомобиля, – водитель автобуса.
Уже месяц она перевозит пассажиров от Зелёного лога, где, собственно, и встретились с ней, по проспекту Ленина до вокзала и обратно. Всё чётко по расписанию: первый выезд с конечной остановки – в шесть часов утра, на полный цикл – от Зелёного лога до Зелёного лога – выделяется час сорок пять. Пассажиры, ясное дело, удивлялись, но скоро привыкли – Светлана Косаковская говорит, что много клиентов постоянных: ранним утром на работу едут, потом – школьники, пенсионеры… Уже и здоровается со многими, привыкли друг к другу. А вот «новенькие» пассажиры удивляются и по сей день – как минимум: «Ой, женщина-водитель!» Чаще с улыбкой, но бывает и с недоверием.
– Они удивляются, а я удивлена тем, что удивляются они, – смеётся над словесной конструкцией Светлана Юрьевна. – Ну, может, на большом автобусе я пока в городе единственный водитель-женщина, но не раз видела девчонок за рулём маршрутного такси, грузовиков и даже «БелАЗов»… А сколько женщин работают на комбинате водителями большегрузов! И – нет, дело не в современности и эмансипации: вспомните старый советский фильм «Берегись автомобиля», в котором Ольга Аросева лихо управлялась с троллейбусом! Кстати, наверное, благодаря ему я довольно легко согласилась внутренне с тем, что спокойно смогу водить большие автомобили.
Да и дочки Светланы Косаковской – старшей уже 30 лет, младшей 19 – даже не удивились желанию мамы управлять автобусом: говорят, в её мире это вполне гармоничная ситуация. За месяц привыкла к управлению и большому креслу, научилась совмещать функции водителя и кондуктора – пока автобус стоит на остановке, и деньги посчитает, и сдачу выдаст, в специальном кармашке возле бокового стекла всегда наготове монеты. Разве что к габаритам автобуса привыкает до сих пор – называет его кораблём, поскольку он огромный и движется довольно плавно.
– Я, в отличие от некоторых мужчин, не считаю, что женщина за рулём – всё равно, что обезьяна с гранатой, – улыбается Светлана Юрьевна. – Как и не повторяю за другими, что, наоборот, дама – водитель более аккуратный и исполнительный. Нет пола на дороге – все равны перед правилами, все должны их соблюдать и быть взаимовежливыми.
Кстати, Светлана Косаковская с удивлением, но отметила: в основном городские автомобилисты действительно вежливы при «общении» с автобусом – не подрезают, пропускают, когда выезжает с остановок. Нет, бывают, конечно, нехорошие люди – но таких, к счастью, меньшинство, и это радует. Контакт с пассажирами тоже налажен, говорит Светлана Юрьевна.
За годы отсутствия автобусов на городских дорогах пассажиры отвыкли от правил – не могут понять, что находятся не в маршрутном такси.
– У нас ведь чёткое расписание: скорость передвижения, время пребывания на остановках – всё выверено до секунды и отражено в маршрутном плане, – говорит наша героиня. – А пассажиры нередко просят остановиться там, где им удобнее, или ехать побыстрее, или ещё что-нибудь… Объясняю, что автобус останавливаться может только у остановочных комплексов, исключений не бывает, к счастью, относятся с пониманием, не ругаются. Хотя грубость тоже бывает – знаете, иногда хочется сказать в ответ: «Люди, ну откуда столько агрессии, давайте будем добрее друг к другу!» Но больше всё же положительных эмоций от общения.
Романтику «помечтать о чём-то за рулём» Светлана Косаковская не приемлет: и в такси была ответственным водителем, а когда за спиной десятки пассажиров, ответственности ещё больше – полная концентрация на дороге. Лишь на конечной перед очередным выездом есть время немного передохнуть, выпить кофе и даже пообедать. Героиня наша неприхотлива: с собой всегда пара бутербродов, или булочка, или бутылка кефира или йогурта… И термос с кофе, разумеется. Её план на день – четыре маршрутных цикла, к двум часам пополудни она заканчивает смену, прибирается в салоне автобуса – и вот только тогда приходит лёгкая усталость. Словом, Светлана Юрьевна пока очень довольна своей работой.
– Можно сказать, нашла в ней себя, – подытоживаем разговор. – Тем более, я работник бюджетной сферы, и для меня это важно. Это мужчины могут ради заработка пожертвовать стабильностью, а для женщин очень важно, чтобы оплачиваемый отпуск, больничные листы, пенсионные отчисления… Да и зарплата моя вполне себе достойная, кстати говоря.
– Значит, это предел мечтаний? – задаю последний вопрос. – Или таки маячат в голове «БелАЗы»?
– Кто знает, – улыбается Светлана Косаковская. – Но, имея права категорий В, С и D, теперь хочу получить дополнительную специализацию для управления фурами. На всякий случай.