Встреча организована ПАО «ММК» совместно с ООО «Центр технологий роботизации «Некст» и ООО «ММК-Информсервис». Это уже третья подобная конференция по вопросам RPA, проходящая в Магнитке. Участниками события стали свыше ста специалистов, представляющих крупнейшие предприятия из различных отраслей и сфер экономики.
В числе тем, которые эксперты обсудили в ходе пленарной сессии и работы по секциям, – вопросы импортозамещения в RPA и особенности перехода на отечественные платформы, изменение технологий в информационной безопасности в условиях растущих угроз, поддержка отечественных ИТ-компаний со стороны государства. Также представлены успешные кейсы в сфере роботизации.
– Несмотря на изменения, происходящие в геополитике, комбинат продолжает развиваться, в том числе в направлениях роботизации, – рассказал главный специалист по информационным технологиям ПАО «ММК» Вадим Феоктистов. – Многие компании, в том числе и ММК, были ориентированы на западные решения. Но в данный момент стали актуальны вопросы импортозамещения. Мы перешли и на российское программное обеспечение. И все те планы, которые намечены в части развития, поддержки роботов, которых на комбинате большое количество, актуальны. Основная задача – внедрить новую оте-чественную платформу. Специалисты провели большую работу по её выбору – на российском рынке их достаточно. Платформа, на которой остановились, больше соответствует требованиям предприятия. До конца года должны довести всё до нужного уровня, ведь требуются корректировки: у роботов есть основной базис, необходимый для перехода на новую платформу, но потребуется модернизация. Магнитка всегда была впереди в процессах роботизации, поэтому так много специалистов других компаний приезжают к нам за опытом. У ММК есть план действий, видение, как развиваться дальше.
Одно из направлений цифровизации ПАО «ММК» – использование программных роботов в процессе закупочной деятельности.
Старший менеджер управления категорийных закупок ПАО «ММК» Дмитрий Камнев представил несколько кейсов: программные роботы по открытию торгов, по подготовке справочной информации, сбору котировок из разных источников, сбору информации по железнодорожным перевозкам.
– Суть в том, что робот отвечает за действия человека, организовывает процесс, осуществляет определённые действия, – объяснил Дмитрий Камнев. – Действия эти рутинные, и робот помогает их выполнять. Если раньше, к примеру, для сбора информации к началу рабочего дня готовили ежедневно справку, это требовало немало трудозатрат. Теперь робот к 6.30 её автоматически формирует вне зависимости от дня недели. То же самое открытие торгов: раньше сотрудник формировал, делал рассылку, уведомление поставщикам, отслеживал активность на площадке, закрывал процедуру. Теперь всё это делает робот. По железнодорожным перевозкам: робот создан для формирования еженедельной отчётной информации по отгрузке. Первая программа была реализована в 2018 году – это как раз касалось железной дороги, проверки отгрузки вагонов с металлоломом из Казахстана. Первый блин не стал комом, показав, что роботу можно доверять, его действия, информация достоверны на сто процентов и качественны. На сегодня внедрено уже с десяток программных продуктов, в планах на 2022 год – ещё четырнадцать направлений.
Программная роботизация меняет стиль работы, мышление. Директор ООО «ММК-Учётный центр» Оксана Самойлова рассказала, что в её подразделении тоже внедрено большое число кейсов. Первый робот приступил к работе четыре года назад, он занимался работой с больничными листами. В полной мере свои возможности он показал в период пандемии.
– Когда видишь результаты роботизации, приходит хороший «аппетит», – считает Оксана Самойлова. – Сейчас работают больше пятидесяти роботов, и готовятся к разработке двадцать. В бухгалтерии несколько направлений: учёт, отчётность, расчёт заработной платы, работа с контрагентами. И практически в каждом направлении есть роботы, которые облегчают работу специалистам. Хочу отметить, что продукт, который производит ММК-Информсервис по нашему заданию, доступен и прост в использовании. Машина не заменяет человека, а выполняет большую рутинную работу, после которой приходит время профессионализма бухгалтера. Таким образом, отчётность закрывается быстрее, с меньшими проблемами, сводя к минимуму ошибки. Мы уходим от рутины, освобождается место для проявления профессиональных знаний специалистов.
Роботы позволяют простые и не очень простые процессы выполнять гораздо быстрее и эффективнее, чем это делает человек. Это высвобождает время для решения других задач, которые требуют участия человеческого разума.
– В 2018 году в Центре компетенций и инноваций было три человека, – напомнил директор центра технологий роботизации «Некст» Михаил Верисов. – Сейчас это отдельная компания с большим штатом специалистов, для которых всё только начинается. За последние месяцы мы провели существенный реинжиниринг процессов и готовы поделиться, как создать эффективную и безопасную среду функционирования. Сейчас самое время для этого ответственного шага.