Россия, как известно, страна экономических парадоксов. Когда цена нефти на мировом рынке растёт, тут же растут и цены на российских заправках. А когда она падает, цифры на российских заправках всё равно растут. Или, по крайней мере, не снижаются.
Но конец ноября-начало декабря опровергли это устоявшееся мнение. В Магнитогорске, как и по всей России, потребительские цены на бензин, наконец-то, начали падать. Падение на городских заправках было, правда, в большинстве случаев символическим - на несколько десятков, а то и вовсе на несколько копеек, но сам факт снижения стоимости автомобильного топлива, на первый взгляд, казался отрадным. Тем более что, как показывает опыт последних лет, именно цены на бензин вкупе с тарифами естественных монополий обычно разгоняют инфляцию в стране.
По данным "Коммерсанта", розничные цены на бензин марки Аи-92 в среднем по России с 7 по 11 декабря снизились на 8 копеек, до 34,33 руб. за 1 литр. Аи-95 подешевел на 6 копеек, до 37,1 руб. за 1 л. Наибольшее падение цен на Аи-92 зафиксировано в Сибири - на 14 коп., до 34,35 руб., и в центре страны - на 12 коп., до 33,8 руб. за 1 л, свидетельствуют данные Kortes. Причём цены на бензин снижались уже третью неделю подряд. В Росстате отметили, что с 30 ноября по 6 декабря бензин дешевел в 33 областных городах.
Цена бензина в России не сильно зависит от стоимости нефти. Почти 60 процентов в цене автомобильного топлива составляют налоги и акцизы. К тому же падение цен на нефть на мировом рынке совсем не означает, что такой же процесс идёт в нашей стране. В рублёвом выражении стоимость "чёрного золота" если и падает, то не столь стремительными темпами, как в других валютах. Наполняемость российского бюджета зависит, прежде всего, от продажи углеводородов, поэтому рубль "бегает" вслед за нефтью. Бывает, долларовые цены на нефть падают, а рублёвые - растут, поскольку наша валюта дешевеет вместе с "чёрным золотом", а иногда и гораздо быстрее его.
Тем не менее падение долларовых цен на нефть во второй половине этого года оказалось настолько глубоким, что не выдержали и оптовые рублёвые цены - они тоже пошли вниз. Аналитики уверены: ценники на отечественных АЗС стали меняться после глубокого и длительного снижения биржевых цен на бензин. "Товара на рынке достаточно, а падение мировых цен на нефть привело к тому, что участники рынка стали намного осторожнее закупать ресурс на бирже", - говорится в обзоре рынка нефтепродуктов "Аналитики товарных рынков". "Вмешался" и низкий сезонный спрос на автомобильное топливо. В результате на днях стоимость бензина марки Аи-92 на бирже упала ещё на 1,57 процента на фоне очередного снижения цен на нефть.
Насколько долго продлится тренд на снижение потребительских цен на магнитогорских, равно как и на российских автозаправках, покажет ближайшее время. Авторы обзора рынка нефтепродуктов "Аналитики товарных рынков" уверены, что уже на днях ситуация может поменяться кардинально, и тогда рост цен на бензин возобновится: "Экспортные рынки могут стать привлекательными для российских производителей во второй половине декабря на фоне обвала внутренних цен и роста акциза на бензин класса "5" на две тысячи рублей с 1 января 2016 года". К тому же стимулировать зарубежные поставки будет снижение экспортной пошлины и низкие цены на нефть.
Но если падение мировых цен на нефть продолжится, то в январе 2016 года отечественный бензиновый рынок вполне может достигнуть "второго дна", и тогда цифры на ценниках АЗС продолжат снижение. Вот только радость потребителей будет недолгой. Благополучие российской, сырьевой по своей сути, экономики жёстко "привязано" к ценам на нефть, и падение стоимости "чёрного золота" грозит всем нам большими неприятностями.
Вот и возникает очередное противоречие: снижение потребительских цен на бензин, выходит, совсем не благо для россиян, а источник повышенной опасности. Нам гораздо спокойнее живётся, когда цены на АЗС идут вверх.