Первый в Магнитогорске учебник по истории города уже первого сентября появится в школах. В нем представлен большой период в развитии города: от легенд о горе Магнитной до событий последних лет. Последней "исторической датой", которой завершается учебник, стал приезд в марте 2011 года в Магнитогорск президента Дмитрия Медведева.
Работа над книгой продолжалась больше года. Авторы его - доктора и кандидаты исторических наук МаГУ, учителя истории, работники музеев.
- В результате была издана книга, отвечающая основным канонам настоящего учебного пособия: грамотно составленная, красочная и богато иллюстрированная, - рассказывает декан истфака МаГУ Марина Потемкина. - Шесть глав, включающих в себя 24 параграфа, наполнены датами и интереснейшими фактами из жизни города. В книге уделяется внимание политической и экономической истории города, культурным достижениям края, повседневной жизни магнитогорцев. Учебник снабжен методическим аппаратом: в нем есть терминологический словарь, вопросы для повторения пройденного, список рекомендуемой литературы. И, конечно, есть хронологическая таблица основных в истории города дат.
По словам Марины Потемкиной, идея учебника о Магнитогорске "витала в воздухе" несколько лет. Плоть она обрела с появлением на региональном уровне программы краеведческого образования. Первыми продуктами программы были учебники об истории региона, в которых Магнитогорск был представлен одной главой. В нынешнем собственном учебнике собраны визуальный материал из архивов историко-краеведческого музея и объединенного государственного архива Челябинской области, а также использованы личные семейные архивы - например, для материала о 70-80-х годах.
- Поскольку писали учебник профессиональные историки, упор был сделан на исторические факты и архивные данные, - продолжает Марина Потемкина. - Это первый концептуальный принцип. Второе: в учебнике отражен комплексный подход к изучению истории города, то есть охвачены все сферы жизни: экономическая, культурная, политическая, повседневная. Все, что было возможно взять из областных архивов, мы использовали. Поэтому в учебнике много эксклюзивной информации. Скажем, в параграфе о политическом развитии города в 30-е годы ХХ века есть сведения о репрессиях, фотографии из секретного фонда - из личных дел жертв политических репрессий. Нас спрашивают, как освещали, например, путч 1991 года. Действительно, этот параграф дался очень тяжело, потому что необходимо было соблюсти какую-то объективность. А с точки зрения историка, эти события еще не улеглись. Для историка двадцать лет - не срок. Не знаю, как получилось, но мы старались уйти как от идеологических штампов, так и от очернения истории. В общем, постарались не политизировать учебник. Понятно, что идеал недостижим и некоторые моменты могут показаться спорными...
Небольшой тираж - 2,5 тысячи экземпляров - объясняется тем, что учебник ориентирован на школьников 9 класса. Предполагается, что история города в школьном курсе будет излагаться не одним предметом, а дробиться на разные. В старших классах краеведение возможно как факультативные занятия, а также в качестве исследовательской работы. Исторический факультет МаГУ планирует продолжить работу - разработать к учебнику рабочие тетради и диск с мультимедийными материалами для учителя, куда войдут новые архивные документы, отрывки из личных дневников и воспоминаний.