Через день после публикации в «ММ» статьи о том, что из скважин по трубам в несколько домохозяйств Приуральского поступает вода, мягко говоря, плохого качества, в чём жители винят прохудившийся коллектор Водоканала, магнитогорские СМИ пригласили оценить работу по замене участка этого коллектора. Однако на месте повод выездной съёмки быстро ушёл на второй план.
Работники треста приступили к замене участка с началом строительного сезона. Железобетонную трубу, которой летом мог бы исполниться 61 год, меняют на пластиковый аналог. Обновили 500 метров, теперь в планах – полтора километра, сообщила пресс-секретарь Водоканала Яна Холмогорцева. Однако прежде чем удалось сделать заявление, пришлось поучаствовать в «стихийном» диалоге с жителями – их на встречу не звали.
Люди не упустили возможности, потому что другой, по их опасениям, могло и не представиться. Утверждают, что в Водоканале отказываются выслушивать жалобы. Ранее житель посёлка Дмитрий Глебов рассказал нам, что с соседями пытался попасть к руководству треста, но тому оказалось «некогда». А один из мужчин, представившийся Олегом, на «стихийной» встрече добавил: отправлял ещё и письмо – безрезультатно.
– У меня 60 метров глубина скважины на доме, – Олег пересказал суть письма главному инженеру Водоканала Вадиму Габитову. – С 60 метров выбивает двухметровый фонтан фекалий – именно с центральной трубы скважины. Мы три дня пытались её заглушить. Приехала аварийная из треста, посмотрела – «у вас канализация чистая, а мы здесь при чём?». И это не только у нас, это улица Любимая, Липецкая, вот эти все улицы, – он обвёл рукой Приуральский, – у всех открываешь кран, оттуда прям фекалиями пахнет. У меня ребёнок сегодня лежит с животом, я его никак откачать не могу. Скорую, наверное, буду вызывать.
Вадим Габитов возразил, что поскольку на коллекторе производят работы, он полностью выведен из эксплуатации.
– Повторюсь, полностью! – настаивал главный инженер. – А заполнен он, потому что те же самые талые воды в него попадают. Сброс с города полностью загерметизирован, сточные воды с города сюда не попадают. Ребята, вы говорите, что проблема в коллекторе, а я вам говорю, что она не только у этих улиц, – Габитов окинул Приуральский взором, – она и у других посёлков. А там нет коллектора – там также недостаточно глубокие скважины. Пробурить мало – надо ещё обслуживать надлежащим образом, в том числе проводить контроль качества, особенно в период паводка. Наш коллектор к вашим скважинам никак не привязан, и даже если свод где-то нарушен, а всегда, как правило, в [железобетонном] коллекторе разрушается свод, а не лотковая часть, и что – оно прямо тут же к вам в скважину побежало?
Главный инженер назвал предположения жителей о загрязнении чудесами и поинтересовался, соблюдены ли «красные зоны» при бурении скважин? На ответ, что бурили специалисты, прокомментировал:
– Я вас уверяю, специалистов у нас [в городе, а не тресте] очень мало – которые понимают, что такое санитарно-защитная зона первого, второго, третьего поясов. Набурили скважин и теперь удивляетесь, почему вот так.
Люди предложили прийти к компромиссу – чтобы Водоканал помог подключиться к центральному Водоснабжению. Однако Вадим Габитов возразил, что трест – муниципальное предприятие, которое отчитывается за каждый рубль. То есть, если люди хотят – пожалуйста, за свой счёт. Всё-таки решили продолжить переговоры в конторе Водоканала, хотя представители треста остались непоколебимы – коллектор ни при чём, но и жителей не переубедили – ещё как при чём.
– Если коллектор выведен из строя, в него стоки в принципе не поступают. Возможно поступление паводковых вод через грунт, и они могут оказывать влияние воды на скважину, – поддержал Габитова его коллега, главный технолог Александр Мышкин. – Само перекрытие ежегодно проверяется, есть у нас специальная мобильная лаборатория, которая осуществляет мониторинг и составляет акты.
Пресс-секретарь треста, отвечая на вопрос о том, что до Водоканала, как до Смольного, заверила:
– У нас много способов связи, есть официальный сайт [со специальной онлайн-формой для обращения граждан], телефон аварийно-диспетчерской службы [51-29-00, 51-29-90], осуществляем мониторинг социальных сетей. То есть, изучаем ситуацию, которая происходит, всё видим и анализируем, отслеживаем реакцию жителей и всегда даём обратную реакцию.
Нам же остаётся повториться: СМИ приглашали в Приуральский, чтобы показать бойкую замену участка коллектора. Отравленная вода в скважинах на повестке вообще не стояла.