Когда в 60 лет Евгений Евстигнеев женился в третий раз, никто не поверил, что это всерьез. В театральной тусовке крутили пальцем у виска, но, оказалось, любовь его спасла. Он был счастлив… Эту красивую девушку из Минска он впервые увидел в стенах Школы-студии, где был приходящим педагогом. Они с Ириной Цывиной долго прятали свои чувства, но в какой-то момент Евгений Александрович позволил себе быть свободным. От чужого мнения, от навязанных стандартов.
Еще в молодости актёр был записан в некрасавцы. Поэтому и глубокие драматические роли ему не предлагали. Разве мог так выглядеть настоящий герой? А уж его раннюю лысину обыгрывали по полной! Никто тогда не знал, что Евстигнеев уже имел успех на сцене: после окончания Горьковского театрального училища он три года служил во Владимирском театре, и публика начала ходить специально на него.
На сцену его привела любовь к джазу. Рассказывают, что педагоги училища случайно увидели в кинотеатре, как парень с рабочей окраины перед сеансом стучал на барабане. Но уже после училища настолько вошел во вкус, что захотел стать артистом МХАТа, куда попасть можно было только через Школу-студию. И в 28 лет актер снова стал школяром.
Его долго воспринимали как комического персонажа. Поэтому когда он женился на Гале Волчек, в Школе-студии живо обсуждали этот "мезальянс". Да и папа Галины - известный кинооператор Борис Волчек - был поначалу против такого союза. Молодые долго скитались по чужим квартирам, ночевали даже на вокзале. Но бытовые трудности воспринимали с юмором - ведь их главным домом был театр "Современник", который они сами и создавали с Олегом Ефремовым.
Но что-то в семейной жизни пошло не так. И однажды Волчек узнала, что у мужа роман на стороне… Внимание Евстигнеева привлекла хрупкая, похожая на итальянскую кинозвезду Лилия Журкина. Она пришла в труппу "Современника" в 1962 году. Между Евстигнеевым и молодой актрисой возникло чувство, да такое, что им пришлось оставить прежние семьи, а Журкиной еще и сразу уйти из театра. Красавицей-женой Евгений Александрович гордился, свои редкие выходные он проводил только вместе с ней. А в 1968 родилась дочь Маша, которую отец обожал…
Его карьера шла в гору: появилась вторая после "Голого короля" коронная роль - Сатин из спектакля "На дне". Любимцем же всей страны актер стал, сыграв начальника пионерского лагеря Дынина в комедии "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!". Неудивительно, что он привлек внимание Эльдара Рязанова - мастера лирической комедии. Режиссер снимет актера в четырех фильмах, и всякий раз для Евстигнеева эта работа будет праздником. Даже если съёмки шли в лютый мороз. Вот как о "Зигзаге удачи" вспоминает в документальном фильме Ирина Скобцева:
- Холодрыга была страшная. Бурков говорит: "Мы замерзнем, у всех носы будут синие. Мы должны поправлять здоровье - по рублю в шапку!" И кто-нибудь бежал за горячительным.
Правда, в какой-то момент актеры так увлеклись, что режиссер пригрозил написать докладные в их театры. А Евстигнеева однажды упрекнул в том, что не смог выбрать у того ни одного трезвого дубля. (Кстати, саму комедию "Зигзаг удачи", зрители канала "ТВ Центр" смогут увидеть в воскресенье 9 октября, в 08:50).
А вот у жены Евгения Александровича карьера не задалась. Лилия, в основном, сидела дома. Из театра она ушла, в кино почти не приглашали, надежды устроить творческую судьбу таяли на глазах. На фоне постоянных переживаний у Журкиной начались проблемы со здоровьем, а стресс она заглушала таблетками и алкоголем.
А в самом "Современнике" тем временем назревал раскол. Олег Ефремов в 1970-м году возглавил МХАТ и позвал с собой часть труппы. Вспоминает Валентин Гафт:
- Случилось то, чего никто не ожидал. Женя ушел в самый неожиданный момент. Он больше всего защищал "Современник" и говорил, что никогда не уйдет. И это был капкан.
Что же побудило Евгения Евстигнеева совершить этот шаг? Личные мотивы? Старая дружба с Олегом Ефремовым? Из-за чего в то время он больше всего страдал?
В 70-80-е годы актер сыграл несколько ролей, которые позже назовут хрестоматийными. Но сыграть, например, короля Лира ни в кино, ни в театре Евстигнееву не предлагали. Однажды ему прислали почитать сценарий фильма "Зимний вечер в Гаграх". В этот образ он вложил, кажется, всю свою боль, чувство одиночества и растерянность от вдруг возникшего отдаления любимой дочери. Фильм был снят в 1985 году. За год до этого умерла мама, которую Евстигнеев нежно любил. В 1986-м не стало Лилии Журкиной. Евгений Александрович слег со вторым инфарктом. И тут судьба послала ему спасение. Это было впервые: молодая женщина окружила его почти материнской заботой. Он снова почувствовал вкус к жизни, с удовольствием стал носить модные обновки, радовался гостям. И именно Ирина уговорила мужа сыграть, возможно, лучшую роль - профессора Преображенского в "Собачьем сердце". Но как раз накануне съемок состоялся его тяжелый разговор с Ефремовым и последующий уход из МХАТа. Почему Ефремов неожиданно жестко обошелся со старым другом? А, может, роковую фразу Олег Николаевич просто бросил в сердцах? Смог ли Евгений Александрович простить друга?
Он ушел как-то внезапно, и это стало для многих шоком. Говорили, что его убила собственная впечатлительность: перед операцией на сердце хирург рассказал актеру обо всех рисках. И Евстигнеев мысленно проиграл сцену своей смерти - достоверно, как умел... Он был мужчиной. И до конца оставался сильным и очень светлым человеком.
Дмитрий Толкачев