С 1 сентября 2023 года вступил в силу новый закон, где прописаны требования к обслуживанию газовой системы в жилых домах. Подтолкнули законодателей к этому частные аварии, взрывы газового оборудования в жилых домах российских городов.
Теперь газораспределительная компания должна проверять и ремонтировать внутридомовое и внутриквартирное оборудование. Важных момента два: во-первых, дом могут оставить без газа не только в случае аварии, но и просто потому, что газовики не смогли его прийти проверить. Во-вторых, заниматься проверкой должна одна компания на весь дом.
В многоквартирных домах есть два типа газовых сетей: внутридомовые и внутриквартирные. За внутридомовые сети отвечает управляющая компания или ТСЖ, внутриквартирные – ответственность собственника жилья. Коммуникации проверяли и раньше. Но могло быть так, что УК обращается в одну организацию, а жильцы – в другую.
Необходимость изменений была обусловлена ситуацией, когда газовое оборудование в многоквартирном доме обслуживалось одновременно десятком компаний. В итоге чиновникам было сложно проконтролировать исполнение собственниками требований по безопасному использованию газа. Теперь обслуживанием всего дома должна заниматься одна компания-монополист. Причем по закону это должна быть газораспределительная компания. То есть та, которая отвечает за эксплуатацию газораспределительной системы и транспортировку природного газа до потребителей. Другими словами, всё, что связано с газом в жилых домах, отдадут в одни руки — от магистральной трубы до вентиля над кухонной плитой.
В Магнитогорске все дома разделили между четырьмя газораспределительными компаниями. Это МУП «Магнитогорские газовые сети» (http://www.mgs74.ru/), ООО «Магнитогорскгазстрой» (http://ooomgs.ru/), ООО «Газпром газораспределение Челябинск» (https://www.gazcom74.ru/) и ООО «Партнёр-Газ» (http://partnergaz.ru/). Первые две обслуживают основную часть многоквартирных домов, у «Газпром газораспределение Челябинск» – шесть домов и частные, у ООО «Партнёр-Газ» – частный сектор в новых районах города. С той организацией, к которой относится ваш дом, нужно было заключить договор до 1 января 2024 года либо по окончании действия имеющегося договора. Конечно, если это не сделано, нужно поторопиться, ведь газораспределительные компании вооружены федеральным законом и могут наложить штрафные санкции – от одной тысячи рублей (через Госжилинспекцию) и перекрыть газ (через поставщика ресурса). И эту работу они готовы начать в ближайшее время. Договоры в первую очередь должны заключить управляющие компании – на обслуживание внутридомового оборудования. К слову, не все магнитогорские УК это сделали.
Всё вроде понятно, но вопросов у жителей города по-прежнему возникает немало. Представители администрации города, общественных организаций пригласили за круглый стол руководителей ГРО, чтобы задать эти вопросы и получить наконец исчерпывающие ответы.
– Добропорядочные граждане сразу пошли заключать договор. И столкнулись с тем, что не знали, к какой организации относится дом и какие документы нужны.
Узнать, с какой организацией нужно заключить договор, можно, позвонив в свою управляющую компанию, а также на официальном сайте ГРО. Весь перечень документов, которые нужно предоставить, тоже есть на сайте компании. К оригиналам нужно подготовить ксерокопии: паспорта собственника, документов на квартиру – выписку из ЕГРН или свидетельства о праве собственности, а также документов на газовое оборудование (технические паспорта, сертификаты соответствия). Если нет документов на оборудование, нужно предоставить фотографии с техническими характеристиками. Владельцы частных домов должны предоставить ещё и копии акта готовности оборудования и акта подключения.
– Если человек не заключит договор на техническое обслуживание оборудование?
Это его обязанность по федеральному закону. В противном случае уведомляется поставщик газа – «Новатек», а собственнику выписывается предостережение. Следующий шаг – отключение от газа, поскольку бесконтрольное его использование опасно, и поставщик не имеет права подавать ресурс на необслуживаемое оборудование.
– Почему у всех разная плата за техническое обслуживание? Это же нарушает закон о конкуренции, раз мы не можем сами выбрать обслуживающую газовую компанию.
ГРО руководствуются методическими указаниями Минстроя РФ, рассчитывая плату за обслуживание плиты, котла, газовой поверхности. Тарифы пересматриваются раз в год, рассчитываются по фактическим затратам за предыдущий период. В разных организациях они отличаются незначительно. Федеральным законодательством не предусмотрено передать полномочия Министерству тарифного регулирования. Закон, к тому же, и исключил конкуренцию в этой сфере, закрепив за каждым домом единственную ГРО.
– В Жилищном кодексе предусмотрена такая форма заключения договора, когда собственники на общем собрании выбирают уполномоченного, который оформляет документы на всех жильцов. Используется ли эта практика в Магнитогорске?
В многоквартирных домах можно уполномочить управляющую организацию заключить договор с ГРО. Но в нашем городе таких запросов нет. Сложность в том, что нужно провести собрание, а потом ещё и собрать деньги. УК выставит строчку в квитанции, тем самым взяв обязательство по оплате. Но не все вовремя заплатят (есть ведь и неплательщики), а долг повиснет на УК. За невыполнение «управляйка» получит штрафы, а зачем ей это надо? Механизма взыскания задолженности, который есть у ГРО, у УК нет.
– Каков минимальный перечень работ и услуг при обслуживании газового оборудования?
– Он прописан в договоре. И всё выполненное собственник может проверить, прежде чем подписать акт выполненных работ. В минимальном перечне 14 пунктов, из них пять – визуальная проверка, которую заказчик и не определит.
– Сейчас немало мошенников. Как понять, что пришёл именно сотрудник газовой службы?
– У сотрудника форма, удостоверение. Предварительно вывешивается объявление. Можно позвонить в управляющую компанию и уточнить – проводится ли сейчас обследование. УК всегда в курсе, что делается на жилфонде.
– Подготовлены ли специалисты газовой службы к обслуживанию дорогого оборудования, к примеру, разного вида котлов в частных домах, которые по гарантии обслуживали компании-производители?
– По самым основным распространённым линейкам котлов специалисты подготовлены. Есть и определённый запас запчастей, которые продаются через дилеров.
– Сложно дозвониться по телефонам, указанным на сайтах ГРО или в дубль-ГИС.
– Увеличиваем количество телефонов, чтобы таких проблем не было. Звонят много, за один рабочий день бывает до 150 пропущенных звонков.
– Предусмотрено ли заключение договора в электронном виде без посещения офиса?
– Нет. В Министерство цифры РФ отправлен запрос, чтобы включить это действие в госуслуги. Но пока ответа нет.
– Много ли горожан заключили договоры с ГРО?
– По многоквартирным домам «разбег» от 60 до 90 процентов – большинство жителей ответственные. В частном ситуация хуже, но там есть ряд договоров, которые после 1 января 2024 года продолжают действовать (предусмотрен трёхлетний срок с момента заключения). При посещении дома, если специалистам газораспределительной компании не предоставляют договор, считается, что его нет. По истечении же трёхлетнего срока собственник обязан заключить договор с той компанией, которая обслуживает его дом.