Речь, конечно, не о металлургии и машиностроении, сфера продвижения которых – специализированные мероприятия для «посвящённых». А вот представители ресторанного бизнеса, производители продуктов питания, мастера бьюти-сферы раскруткой своего бренда пользуются при любой возможности – даже в холодный и дождливый субботний день.
Особенно пиар нужен самозанятым: владельцы крошечных мастерских по шитью одежды, изделий из кожи и прочего, они только вырываются из рамок хенд-мейда и, не имея больших средств на рекламные кампании, с удовольствием откликаются на любые активности – особенно организованные городской администрацией в лице управления экономики и инвестиций.
По словам начальника отдела инвестиций и предпринимательства Кирилла Хуртина, и в прошлые годы презентации под открытым небом для предпринимательского сообщества тоже проводили. Подытожив их опыт, организаторы пришли к выводу: нужен большой фестиваль, который, объединив в себе творчество, гастрономический подтекст и яркость шоу, проходил бы ежегодно, став своего рода знаменем малого бизнеса в Магнитогорске. Почему назвали «Солянка»? Да почти в прямом смысле – вкусно, разнообразно и обязательно захочется добавки.
– Сегодня в фестивале принимают участие более полусотни представителей магнитогорского предпринимательского сообщества, в будущем планируем привлечь также бизнесменов всего Урала, – говорит Кирилл Хуртин. – Есть те, кто только выходит на магнитогорский рынок и представлен, по сути, впервые. Но есть и именитые участники, завоевавшие российское признание и, выиграв профессиональные конкурсы, даже получившие мировую известность. Но и им нужна дополнительная возможность представить свои товары и услуги, познакомить с новинками и так далее. Городская администрация рада откликаться на подобные инициативы от бизнес-сообщества и организовывать мероприятия самого разного уровня. А для остальных горожан это яркий праздник и возможность открыть для себя новую компанию.
Но не только в шоу и приятном знакомстве дело. Несмотря на санкции и трудности, в последние годы в стране в целом и Магнитогорске в частности просматривается уверенный рост числа предпринимателей и самозанятых, предпочитающих официальный статус и прозрачное налогообложение.
В Магнитогорске сегодня зарегистрировано более 23 тысяч бизнесменов, что на четверть больше прошлогодних показателей.
В их развитии заинтересованы власти и Магнитогорска, и области, и всей страны – как с целью диверсификации экономики моногородов, так и становления в России самого, как показывает мировая практика, экономически жизнестойкого – среднего – класса.
Расширяются также меры поддержки малого и среднего предпринимательства. Ежегодно для магнитогорского бизнес-сообщества управление экономики и инвестиций городской администрации организует обучающие семинары, форумы, на которых встречаются новички и «акулы» предпринимательства, последние с удовольствием делятся опытом с молодёжью.
– Проводим встречи и на площадках городской администрации, и на базе наших партнёров – например, сообщества «Мой бизнес», фонда развития промышленности, – говорит Кирилл Хуртин. – Государство, региональная власть, фонды и банки сегодня разработали много программ поддержки малого и среднего бизнеса. Наша задача в данном случае – сориентировать неопытных предпринимателей, как и где можно эту помощь получить, «свести» деятелей с теми, кто готов им содействовать.
Результат – уверенная ежегодная динамика: в два раза увеличивается как число получателей мер поддержки, так и суммы, выдаваемые им на развитие бизнеса. Только в прошлом году на эти цели магнитогорским бизнесменам фонды страны, области и города выдали более 700 миллионов рублей. За шесть месяцев текущего года эта сумма «выбрана» уже на 70 процентов.
Вернёмся к фестивалю. Учтя ошибки прошлых лет, участников решили не «разбрасывать» по территории всего парка, а сконцентрировать на одной площадке: за торговым центром «Континент» устроили большую сцену, перед ней по периметру расставили шатры, выдержанные в едином стиле. Хенд-мейд и мастер-классы от детских развивающих студий, лотки от кафе и кофеен, от них тянется умопомрачительный аромат, и потому посетителей здесь больше всего, дальше – рыбная ярмарка, благоухающая копчёными морскими дарами не менее зазывно…
На столе у Романа представлены блокноты с деревянными резными обложками и кожаными оплётками, а ещё обложки для паспортов, водительских удостоверений и прочее – всё красивое, стильное. Роман из Сибая, но работал в Норильске, где приятель-плотник предложил попробовать совместный бизнес. Потом, когда вернулся на родину, дело решил продолжить: закупил оборудование, жена разрабатывает дизайн, он исполняет. Дорого – в среднем одна книжка стоит 900 рублей, но и статус «ручная работа» выше «конвейерки».
Жилеты и лампы, выполненные в технике макраме, шапки и футболки, тяжёлые разделочные доски – чего здесь только нет!
В фаворе еда: суши, стейки, чебуреки, жареные пельмешки и даже запечатанные в консервные банки паста болоньезе и прочие деликатесы.
Привлекает очередь у хлебного лотка: маленькими кусочками всем раздают на пробу свежий ноздреватый хлеб «Деревенский» с хрустящей корочкой и пахнущий кориандром «Бородинский». За полтора часа все 23 буханки одного и другого розданы гостям. Руководитель хлебной точки мне знаком – с ним работали когда-то на радио: в эфире Павел представлялся Морозовым, настоящая его фамилия Куратов, и после радио он остался в творчестве – только теперь гастрономическом: руководит баром, кафе и в его рамках – пекарней.
– Бездрожжевой хлеб – один из «якорей» нашего бизнеса, но история сложная: настоящий хлеб, а не хлебный продукт, предлагаемый заводами, высок в себестоимости, а потому дорог в продаже, – рассказывает Павел. – Два года популяризируем его, растём, но со скрипом.
Участников и гостей фестиваля приветствует заместитель главы города Александра Макарова.
– Первый фестиваль нам представлялся красивым мероприятием под открытым небом, погода, конечно, стремления подпортила, но мы, магнитогорцы, тем и славны, что не ищем лёгких путей, – говорит Александра Николаевна. – Здесь собрались те, кто своему творчеству и самореализации посвятил или готов посвятить всю жизнь, для кого выбранное дело – главный путь в жизни, ради него он готов претерпеть все трудности становления. Пусть «Солянка» станет хорошей традицией помощи развитию малого бизнеса.
На сцене модную коллекцию, сшитую специально для «Солянки», представляет именитый магнитогорский дизайнер Нина Головина: платья, модные костюмы-пижамы, плащи, шубки из шерсти и искусственного меха – Нина улыбается: «Ни одного животного не пострадало, для меня это принципиальный вопрос».
– Не понимаю, когда слышу, что в Магнитогорске развивать бизнес невозможно, – говорит она. – Я работаю 15 лет, и все эти годы расту. Да, дизайнерская одежда вообще, и в нашем городе в частности, – «продукт» непростой, но любовь к своему делу вдохновляет на поиски решений, одно из которых – коллаборация с другими модельерами. Мы и так все знаем друг друга, сотрудничаем, теперь хочу пригласить дизайнеров представлять свои изделия в моём шоуруме. И фестивали, подобные «Солянке», – не просто творческий кайф, но и очень эффективный способ продвижения собственного бренда.
Фестиваль длился почти весь день. Решив проверить эффективность мероприятия, на следующий день звоню в хлебопекарню, управляемую Павлом Куратовым. И получаю подтверждение: по сравнению с прошлыми воскресеньями, считающимися для кафе днями затишья, сегодня в заведении как никогда много посетителей, а хлеб вообще «разошёлся» буквально за полдня. Фестиваль работает. А значит, в следующем году ему точно быть.