Понедельник, как известно, день тяжелый. Но туроператоров это обстоятельство не смущает.
Именно сегодня запланирован очередной чартерный международный рейс из Магнитогорского аэропорта. "Боинг 737-800" Оренбургских авиалиний доставит горожан на отдых в египетский курорт Шарм-эль-Шейх. Кризис кризисом, а жизнь продолжается. Жены, дочери и любовницы состоятельных людей, руководящие многими местными турфирмами, без работы, слава Богу, не остались…
На сферу международного туризма глобальный финансово-экономический кризис повлиял гораздо сильнее, чем на остальные "отрасли" малого бизнеса. Столкнувшись с острой нехваткой денег, отечественные потребители забыли о ставшем за последние годы привычном отдыхе. Это европейцы, по данным социологов, в условиях кризиса от путешествий отказываются в последнюю очередь. В России все диаметрально противоположно: туризм из расходных статей семейного бюджета безжалостно вычеркивают первым. Отдыхать хочется, но на первый план вышла экономия.
Городской рынок туристических услуг сжался в этом году почти наполовину (вот он, индикатор уровня доходов населения!). Снижение доходности бизнеса оказалось столь сильным, что привело к панике. Месяца два назад ряд фирм "со стажем" обвинили конкурентов в "беспрецедентном развращении клиентов скидками", заявив, что многие туроператоры просто "перестанут иметь дело с магнитогорскими агентствами, и нам придется летать через Москву". Прозвучало это, мягко говоря, наивно. Во-первых, регулярные международные чартерные рейсы из нашего аэропорта организованы лишь в две страны - прямые перелеты в другие государства связаны исключительно с хоккейной "тематикой", когда либо сама команда "Металлург", либо ее болельщики отправляются на очередное "рандеву" за границу. Во-вторых, магнитогорским туристам не обязательно летать за рубеж через Москву, куда удобнее делать это через крупнейший в регионе екатеринбургский аэропорт "Кольцово". В-третьих, если туроператоры и откажутся от сотрудничества с магнитогорскими агентствами, то вовсе не из-за "беспрецедентных скидок", а из-за отсутствия клиентов. В-четвертых…
Больше года назад, еще до "наступления" глобального кризиса, довелось на себе испытать "профессионализм" одной местной турфирмы "со стажем". Так вышло, что визит туда я нанес в выходной день, когда "на хозяйстве" была всего одна сотрудница. Уже мое появление в офисе вызвало у нее нервозность: видимо, не вовремя пришел, помешал по телефону с подругами общаться да в Интернете копаться! Когда же с моей стороны посыпались вопросы - о визе, об отелях, о ценах и (вот наглость!) о скидках, "сотрудница" посмотрела на меня так, словно я ворвался в супружескую спальню в самый неподходящий момент… Никакой "эксклюзивной" информации я, естественно, не получил. Более того, быстро выяснил: в туристическом бизнесе этот "менеджер" ориентируется хуже, чем я, никогда этой деятельностью на профессиональной основе не занимавшийся.
На таком фоне визит в "молодую", расположенную чуть ли не по соседству, турфирму стал для меня откровением. Юная сотрудница за несколько минут не только "просветила" о гипотетической поездке, но и "набросала" десяток вариантов - где, в каком отеле и на каких условиях лучше отдыхать. И плевать мне было на то, что фирмой этой руководила то ли жена, то ли сестра "обеспеченного человека" (фамилии директора и собственника совпадали)…
Магнитогорский рынок туристических услуг развивается своеобразно, если не сказать однобоко. Действующие в городе компании (их насчитывается несколько десятков - сколько выжили в кризис, сказать сложно) работают как турагенты, то есть реализуют сформированные туроператорами туры. В Единый федеральный реестр туроператоров сейчас входят лишь две фирмы с магнитогорским адресом - общества с ограниченной ответственностью "Маг-Трэвел" и "Верс-Трэвел". Но первая из них вообще не занимается международным туризмом, поскольку ориентирована на организацию комплексных туристических услуг на курортах Республики Башкортостан и Челябинской области. А вторая - весной нынешнего года, как и еще 654 фирмы из других городов, решением Ростуризма была исключена из реестра туроператоров, поскольку не предоставила сведений о финансовом обеспечении на новый срок (прежний срок финобеспечения у "Верс-Трэвела" истек 31 мая), и лишь потом вернулась в "пул": финансовое обеспечение "Верс-Трэвелу" предоставило московское ЗАСО "Европейское туристическое страхование".
Еще в первой половине года российский потребитель сформировал антикризисную модель спроса - потенциальные туристы теперь предпочитают самые дешевые предложения даже на дорогих направлениях. В Магнитке - своя "модель". Лидер местного рынка международного туризма - московский туроператор "Пегас Туристик", организующий чартеры в Египет и Турцию из Магнитогорского аэропорта, фактически диктует условия. В кризис безальтернативный вариант положительно сказался на состоянии местного туристического рынка. Ведь не проникни в свое время "Пегас" в Магнитку, спад в этой сфере в 2009 году был бы катастрофическим, а так, минувшим летом, те, кто год-два назад отдыхал, допустим, в Италии, Черногории, Хорватии или Греции, хоть и умерили аппетиты, но за границу все-таки поехали - в Турцию, причем исключительно потому, что улететь туда можно было из родного города.
Но для рядового магнитогорского потребителя монополия Анталии и Шарм-эль-Шейха ничего хорошего не сулит. Сейчас решение о поездке за границу люди чаще всего принимают в самый последний момент. Раннее бронирование, столь актуальное до кризиса, давно не в моде. Потенциальные туристы настойчиво ждут выгодных "горящих" цен, очень тщательно подбирают отели, долго рассчитывают оптимальное, на их взгляд, соотношение "цена - качество" и ждут тех самых "беспрецедентных скидок". Магнитогорцы этого выбора лишены: им предлагают только безальтернативные варианты - Турция (летом) и Египет (зимой)...