Через фотографии, документы и личные вещи экспозиция раскрывает суть зародившегося в 1930 годы прошлого века уникального феномена «советская женщина» и его преломлении в конкретных женских судьбах.
– Женщина в советском обществе играла особую роль, – отмечает научный сотрудник краеведческого музея, куратор выставки Валерия Мельникова. – Она была не только матерью, женой и домохозяйкой, но и полноценной участницей общественной жизни, строителем светлого будущего. Этот подход к роли женщины и лёг в основу концепции выставки.
Магнитогорск обогатил историю Южного Урала и страны немалым количеством славных имён. В числе тех, кто составляет золотой фонд Магнитки, немало представительниц прекрасной половины человечества. Правда, назвать их жизнь лёгкой и тем более прекрасной довольно сложно – их слава была добыта тяжёлым трудом, а путь – личный и профессиональный – полон преодолений. Но именно сочетание несочетаемого и делает это явление – советская женщина – уникальным и заставляет историков изучать всё новые биографии в поисках ответов.
– К началу 1930 годов образ новой советской женщины сложился, – продолжает рассказ Валерия Мельникова. – На общественно-политической арене появилась героиня, вовлечённая в строительство нового общества. Она хочет учиться, развиваться, становиться частью мощного рабочего движения. По всей стране появились женщины, занятые в самых разных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Не стал исключением и индустриальный Магнитогорск.
В 1929 году из Воронежской губернии на Магнитострой по вербовке прибыла двадцатилетняя Татьяна Ипполитова, которой суждено было стать первой в СССР женщиной-сталеваром.
Родилась она в многодетной крестьянской семье и с детства хлебнула немало горя. Будучи ребёнком, работала нянькой в чужих семьях, зарабатывая кусок хлеба для себя и восьмерых сестёр и братьев. После смерти матери в шестнадцать лет была выдана отцом замуж за сына богатого землемера Георгия Ипполитова, который был на двенадцать лет старше. Муж не разрешал Татьяне ходить на курсы ликвидации безграмотности, бил за непослушание, и в результате Татьяна от него сбежала. До Магнитостроя добиралась девять дней. Работала подносчицей кирпичей на строительстве первой домны. В 1932 году стала учеником токаря, а с 1935 уже самостоятельно работала по этой специальности.
– В 1939 году, в связи с подготовкой к работе в условиях военного времени, в городе, как и по всей стране, прозвучал клич: «Женщины – на производство! Дадим для завода и комбината новые сотни, тысячи рабочих рук», – рассказывает Валерия Мельникова. – Широко развернулось движение женщин, стремившихся освоить профессии, считавшиеся раньше сугубо мужскими. Одной из первых на него откликнулась Татьяна Ипполитова, освоившая тяжёлую профессию сталевара. Создав женскую бригаду, в августе 1939 года она была переведена вторым подручным сталевара. В январе 1940-го провела первую самостоятельную плавку. Узнав об этом, нарком чёрной металлургии Фёдор Меркулов прислал женской бригаде поздравительную телеграмму. Переняв опыт сталевара Алексея Грязнова, Татьяна освоила скоростную плавку, которую на комбинате тогда мало кто варил. Седьмого мая 1940 года она провела плавку всего за семь часов двадцать минут.
Не менее интересна судьба заслуженного архитектора России Ирины Рожковой.
Родилась она в Иркутске. В 1939 году поступила на архитектурный факультет Ленинградского института инженеров коммунального строительства. С началом Великой Отечественной войны оказалась в кольце блокады. В марте 1942 года была вывезена на Северный Кавказ. Вскоре Ирина Рожкова оказалась в Ташкенте, куда был эвакуирован её вуз, в 1944 возвращается в Ленинград. В 1946 году, с отличием окончив институт, получает распределение в Челябинск, где до 1954 года работает архитектором в Челябинском Горпроекте, затем районным архитектором в отделе по делам строительства и архитектуры Челябинского горисполкома. В 1954 году получает назначение на должность главного архитектора Магнитогорска. На этом посту она проработала четверть века – с 1954 по 1979 год.
– Ирина Николаевна участвовала в реализации генпланов города, утверждённых Совмином РСФСР в 1947 и 1974 годах, – отмечает куратор выставки. – В условиях неопределённости в корректировке генплана города (1961–1979) обеспечивала планировочно и экономически оправданное размещение объектов текущего строительства. Принимала участие в разработке объёмно-пространственного решения таких важных узлов, как главная административная и Привокзальная площади. Разрабатывала перспективный план озеленения города, который включал посадки в Коммунистическом парке, закладку сквера Трёх поколений. В период борьбы с архитектурными излишествами (1955–1957) сумела отстоять первоначальное архитектурное решение Октябрьской площади и ограничиться тактичной корректировкой башенных зданий на площадях Ленина и Металлургов. Отойдя от дел, она не переставала болеть душой за облик города. А сам город, большая часть которого была возведена при её участии, стал рукотворным памятником главному архитектору Магнитки Ирине Рожковой.
Ещё одна героиня выставки – журналист Елена Разумова – оказалась в Магнитогорске в 1931 году. Три года училась в школе горно-промышленного ученичества на отделении химиков-лаборантов. Затем ещё три года работала в химлаборатории горно-рудного хозяйства, возглавляя комсомольско-молодёжную бригаду. На ее попечении находились больная мать и младший брат, но девушка успевала не только работать, но и учиться на курсах по подготовке в вуз. В 1936 году экстерном окончила рабфак и поступила в Московский всесоюзный коммунистический институт журналистики.
– Трудовую деятельность начинала в редакции газеты «Чкаловская коммуна», где сначала трудилась литсотрудником советского отдела, а затем заместителем ответственного секретаря, – отмечает Валерия Мельникова. – С началом войны была эвакуирована в Магнитогорск, где работала в реакции газеты «Магнитогорский рабочий». В 1943–1951 годах была инструктором орготдела Магнитогорского горкома ВКП(б). В 1951–1956 стала ответственным секретарём газеты «Магнитогорский металл». В течение многих лет возглавляла городское отделение совета журналистов. Награждена многочисленными медалями.
Будущий известный врач Галина Седова в 1941 году поступила на медицинский факультет Казанского университета.
За время обучения предпринимала неоднократные попытки попасть на фронт. Во время летних каникул 1944 года отправляется в Челябинск к отцу, который работал бухгалтером в управлении продфуражного снабжения лагерей военнопленных.
– История о том, как она добралась до Южного Урала, была необычна даже для того времени, – рассказывает Валерия. – К её отцу обратился служащий: «Иван Калистратович, там немчуру привезли, а с ними, представляете, немка – молодая, красивая, тоже что ли в плен её под Сталинградом взяли?» Отец вышел посмотреть на «немку» и признал в ней свою дочь».
С 1948 года Седова работала в Якутске. В 1954 году переехала в Магнитогорск, где к тому времени жили её родители. Галина Ивановна возглавила послеродовое отделение роддома № 1. В 1962 году она стала главврачом роддома № 3, в 1964-м – главным акушером-гинекологом города.
Воспитанные в жёстких идеологических рамках, советские женщины часто ставили общественные интересы выше личных. Были ли они счастливы и в чём заключалось счастье женщин, отдававших все силы, строительству светлого будущего? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в биографиях героинь, представленных на выставке «Образец советской женщины».