Продолжение. Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.
«Магнитогорский металл» продолжает специальный проект, главные герои которого – люди, подарившие нашей стране Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
В новом проекте мы рассказываем о тех, кого заслуженно причисляют к поколению победителей. Ветеранов Великой Отечественной войны, к сожалению, становится меньше с каждым годом, каждым месяцем, каждым днём. И тем ценнее живые воспоминания каждого участника тех далёких и одновременно таких близких событий. Это реальная, не киношная и не книжная история нашей страны, из уст тех, кто преодолел себя и выиграл священную войну за свободу и мирную жизнь своих детей, внуков, правнуков.
Фронтовая медсестричка
Любовь Ивановна Грикинер отправилась на фронт в 1943 году, едва ей исполнилось восемнадцать
О чём грезят девочки в период своего совершеннолетия? О любви, о милом и единственном на всю жизнь, с которым построят прекрасное будущее, о доме, детях, взаимопонимании. У девчонок начала сороковых годов эти мечты отняли: какая уж тут любовь, если война. Пришлось всё оставить до лучших времён – Родина в опасности.
Любовь Грикинер родом из Казахстана. Отец и два его брата решили искать лучшей доли в других местах. Было это в 1929, когда на Урале разворачивалась большая стройка будущего металлургического гиганта. Так семья приехала на Магнитострой – и осталась.
Дали комнату в бараке, отгороженную от других одеялами. Помещение метров десять: кровать, стол, сундук, в углу ведро с водой – ею умывались, на ней еду готовили, её и пили. Жили бедно, но в любви и согласии. Вечерами возле барака играла гармошка, попеть и поплясать сходились все соседи.
Когда началась война, Люба училась в восьмом классе. Мальчишек стали возить на аэродром, а девочкам преподавали основы медицины. После девятого отправили на практику: девушка попала в госпиталь посёлка имени Чапаева, где ухаживала за ранеными. Быстро научилась и уколы ставить, и перевязывать, и раны обрабатывать, и тела таскать. Вместо положенных пяти медсестёр работали всего две – они и уговорили юную Любу остаться в госпитале после лета. И целый месяц она совмещала работу и учёбу в десятом классе.
А в сентябре 1943-го поступил приказ главнокомандующего: мобилизовать для отправки на фронт медработников с оборудованием. Любовь вызвалась сама. Мама пыталась отговорить, а отец, у которого была бронь, предоставил дочери самой сделать выбор. Ехал эшелон долго, почти месяц. Добрались до станции Луговая. Там Любовь Ивановна и встретилась с войной, когда на её глазах разбомбили вокзал.
– Мы остановились, слышим крики, шум, лошади ржут, разбежались по лесу, – вспоминает ветеран. – Солдаты собирают раненых. Так мы первый раз увидели, что нам предстоит. Кинулась и сама помогать раненым.
После этого их, страдающих, стонущих, а то и пытающихся сохранять лицо перед молодой девчонкой, было сотни. Приходилось не только выхаживать бойцов, но и быть донором. В одном из госпиталей она оказалась единственной из персонала, у кого была первая группа крови. Поощрением были графин компота и возможность поспать несколько часов.
– А ещё помню мальчишечку 17-ти лет, не мог сам перевернуться на бок – попросил меня. Взялся за мою шею, а у меня не получается его повернуть, говорю: «Что ты одной рукой – хватайся двумя!» А он: «Какой двумя! У меня второй нет руки». Гляжу – а вместо руки куча перевязки в крови. Потом он меня сестрой своей всё звал.
Она прошла Украину, Молдавию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Югославию – здесь и узнала о победе.
Проснулась ночью от пронзительного крика из палаты: «Войне конец! По радио только что сказали!» Пациенты тяжёлого отделения повскакивали с коек, для безудержной радости не были помехой ни корсеты, ни костыли.
Но победа вовсе не означала, что девушке суждено вернуться домой. Ещё шесть лет она выхаживала раненых по госпиталям. В Европе встретила суженого, но от него, по сути, осталась лишь красивая фамилия, – судьба не сложилась, не дали парню жить в нашей стране, вызвали обратно. Он остался там – так и потерялись по жизни.
Любовь Ивановна хотела продолжить трудиться медицинским работником, но «партия сказала», что таких специалистов много, а вот в торговле людей не хватает. Пришлось осваивать с нуля новую профессию: училась на практике, окончила торговый техникум, трудилась в отделе кадров магазина, а потом возглавила новый обувной магазин «Сапожок», в котором и проработала до самой пенсии.
Сейчас ветерану Великой Отечественной войны 99 лет, в сентябре – ответственный рубеж – 100! Её богатство – сын, трое внуков, четверо правнуков и праправнучка. Для семьи Грикинер в этом году грядут два значимых юбилея – 80-летие Великой Победы и вековой юбилей родного человека, вписавшего весомую страницу в летопись Великой Отечественной войны. Уверены, на этих праздниках Любовь Ивановна и споёт, и спляшет – оптимизма и энергии ей не занимать.