Продолжение. Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10.
«Магнитогорский металл» продолжает специальный проект, главные герои которого – люди, подарившие нашей стране Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
В новом проекте мы рассказываем о тех, кого заслуженно причисляют к поколению победителей. Ветеранов Великой Отечественной войны, к сожалению, становится меньше с каждым годом, каждым месяцем, каждым днём. И тем ценнее живые воспоминания каждого участника тех далёких и одновременно таких близких событий. Это реальная, не киношная и не книжная история нашей страны, из уст тех, кто преодолел себя и выиграл священную войну за свободу и мирную жизнь своих детей, внуков, правнуков.
Магнитогорская судьба алтайского парня
Его отец бил немцев в Первую мировую, а он совсем юнцом трудился в годы Великой Отечественной войны в колхозе, чтобы накормить фронт и приблизить победу.
Судьба отца Валентина Романовича Дмитренко при тех обстоятельствах, в какие он попал в середине десятых годов двадцатого века, в сороковые сложилась бы гораздо трагичнее – он попал в плен.
Его взяла в работники интеллигентная семья, в которой молодого парня научили в совершенстве владеть немецким языком. Сыновья хозяев дома воевали с Россией, а русского парнишку сделали образованным и начитанным юношей. Более того – нашли ему невесту, хотели оставить в Германии. Но его тянуло на родину. Вернулся, а здесь советская власть: вступил в партию и женился на вдове солдата, у которой было трое детей. Совместно родили ещё пятерых. Да ещё одного брошенного привёз с собой – итого девять.
Жили на Алтае. И как общественнику, Роману Дмитренко поручают организовать сеть магазинов – со снабжением тогда было очень туго. Справляется. Потом следующее задание: создать эмтээсы – сёлам нужна техника. Затем отправили в отсталую деревеньку Девятое, где он организовывал колхоз. И первый же урожай – на славу. Старики предупредили, что по приметам будет осень дождливая, и предприимчивый мужчина решает убрать всё раньше – в скирды, без обмолота. За что чуть не поплатился. Взять не взяли, но, как говорится, «зуб заточили». И отправился Роман по стране, в итоге попал на Урал. Сюда же, в Магнитогорск приехали его дочери, сёстры Валентина, – одна работала табельщицей на мартене, вторая – оператором на блюминге. А сам Валентин с матерью и младшей сестрой остался на Алтае, во время войны работал бригадиром в колхозе.
– На фронт в 1941 году ушли три брата, – вспоминает Валентин Романович. – Все трое и погибли. А отца направили на военный завод в Свердловск. Я перебрался в Магнитку только в 1946 году, поселили в квартире начальника блюминга. Сначала пас коров – ну не моё это, конечно. Поехали на заработки в село, нанялись крыть крышу амбара – я с этим уже сталкивался, так что сделали любо-дорого. Заработали денег и по три мешка пшеницы. Набирается ещё бригада – в другое село. А в декабре 46-го устроился на комбинат. Был бригадиром склада металла, прошёл весь комбинат вдоль и поперёк – хотел понимать процесс, технологию. Учился на практике, чтобы знать всю производственную цепочку. И когда попал на вальцетокарное отделение сортопроката, понял: вот это моё! Оформился учеником токаря. И всё было бы хорошо, но однажды пожилой мастер дал срочно проточить необожжённые ролики. Стал делать – резец не берёт, победитовую напайку раздавило, она соскочила – и прострелила мне глаз.
Сколько врачей ни смотрели, в итоге пришлось удалить глаз, поставить протез. Так всю жизнь и прожил с одним, а пару лет назад стало падать зрение, что очень печалит ветерана.
– С искусственным глазом вернуться в профессию было невозможно, меня направили по партийной линии. Был комсоргом цеха, работал в райкоме, учился в вечерней школе, закончил ПТУ по специальности «электрик». А работать-то с одним глазом опять не берут. И тут группу собрали для организации освещения на производстве. Ездили на курсы, разрабатывали нормативы для рабочих мест. В итоге выпустили справочники, которые до сих пор актуальны.
Уже на пенсии Валентин Дмитренко продолжал «давать свет»: участвовал в монтаже освещения в близлежащих районах. Купил сад – всё-таки работа на земле ему была не чужда.
Так сложилось, что в семье Дмитренко наиболее сильна мужская линия. С женой Тамарой воспитали двоих сыновей – Анатолия и Андрея. Старший рано ушёл из жизни. А от младшего есть внук Дмитрий, который для деда – самая большая поддержка. Есть уже и правнук.
Несмотря на проблемы со здоровьем, Валентин Романович держится бодрячком. И смеётся, что в принципе мог бы ещё раз жениться.
– Мой прадед прожил сто десять лет, дед – сто один год, – говорит труженик тыла. – Уверен, что помогает и то, что много работал, двигался, шустрый был. Всегда стройный, здоровый, таблеток практически не пью. Так что природой мне дан хороший запас, и надо этим пользоваться.