Продолжение. Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 6, часть 7, часть 8.
«Магнитогорский металл» продолжает специальный проект, главные герои которого – люди, подарившие нашей стране Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
В новом проекте мы рассказываем о тех, кого заслуженно причисляют к поколению победителей. Ветеранов Великой Отечественной войны, к сожалению, становится меньше с каждым годом, каждым месяцем, каждым днём. И тем ценнее живые воспоминания каждого участника тех далёких и одновременно таких близких событий. Это реальная, не киношная и не книжная история нашей страны, из уст тех, кто преодолел себя и выиграл священную войну за свободу и мирную жизнь своих детей, внуков, правнуков.
Надо жить – на тот свет не спешить!
В марте труженице тыла Евдокии Порфирьевне Ярыгиной исполнилось 96 лет
Евдокия родилась в селе Полоцкое Кизильского района, можно сказать – в среднестатистической деревенской семье начала двадцатого века, в которой было много детей. У её родителей – шестеро: две девчонки и четыре парня. Мальчишки были младшие, и, слава богу, им не довелось воевать. Отец работал в тылу, водителем – возил снаряды. Из всех родственников, ушедших на фронт, вернулись все, кроме 18-летнего двоюродного брата, танкиста.
Евдокии Порфирьевне было четыре года, когда семья перебралась в Магнитогорск. Было это в 1933-м: отец посадил всех на лошадь и привёз на Магнитострой. Обосновались в посёлке Коммунальном у брата отца. Отец сразу выучился на шофёра, и это стало его профессией на всю жизнь.
В 1943 году Евдокия окончила шесть классов. Чтобы помочь родителям кормить семью, пошла работать на швейную фабрику: трудящимся, в отличие от иждивенцев, давали больше хлеба – 600 граммов. Сначала училась делать верёвочки, потом пришивать их к кальсонам, а потом уже и сами кальсоны шила для солдат, рубашки, погоны. Было непросто, но дело-то важное: каждая вещь, отправленная на фронт, облегчала условия службы, делала их комфортнее.
– Так на швейной фабрике я проработала до 1946 года, – вспоминает ветеран. – Вскоре познакомилась с будущим мужем Анатолием: просто по улице несколько раз мимо их дома прошла, глазами друг в друга постреляли. А потом он подружку мою попросил познакомить нас. Он прошёл войну, японскую, а когда вернулся в родную деревню Гусево, с родителями и братьями решили перебраться в Магнитогорск. В 1948 году мы поженились, венчались, а через год родилась дочка Валентина. Больше месяца декрета не давали, надо было работать. Искала, куда устроиться поближе к дому, чтобы иметь возможность кормить ребёнка (свекровь потом мне малышку приносила на работу). А тут неподалёку на Спецпосёлке открыли артель по изготовлению мебели, матрасов. Меня туда взяли пружинщицей – из проволоки крутила пружины, тяжко… Потом работу поменяла – с 1959 до 1984 года работала на мясокомбинате в столовой – буфетчицей, кладовщиком, бухгалтером.
Евдокия и Анатолий Ярыгины воспитали троих детей – помимо дочки в 1951 году родился сын Юра, а в 55-м – Сергей.
Сейчас ни одного из них, к сожалению, нет в живых. Но династия продолжается: в семье ветерана 8 внуков и 13 правнуков.
– Она у нас настоящая глава семьи, со стержнем, с характером – командирша, – говорит внук Володя. – Деда не помню – его не стало, мне четыре года было, в 1982 году. А бабушка на пенсии сначала подрабатывала, а потом занималась воспитанием внуков, помогала в саду. И до сих пор самостоятельная, всё по дому сама делает. Ходит только плохо. Но жить ни к кому из нас идти не хочет. Приходим – помогаем.
– Я всех их люблю, моих малышей, ягодок, – говорит о внуках Евдокия Порфирьевна. – Как их бросишь – нельзя умирать. До ста точно должна дожить, а можно и побольше. Чего на тот свет торопиться-то, если и здесь хорошо?