Продолжение. Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15.
«Магнитогорский металл» продолжает специальный проект, главные герои которого – люди, подарившие нашей стране Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
В новом проекте мы рассказываем о тех, кого заслуженно причисляют к поколению победителей. Ветеранов Великой Отечественной войны, к сожалению, становится меньше с каждым годом, каждым месяцем, каждым днём. И тем ценнее живые воспоминания каждого участника тех далёких и одновременно таких близких событий. Это реальная, не киношная и не книжная история нашей страны, из уст тех, кто преодолел себя и выиграл священную войну за свободу и мирную жизнь своих детей, внуков, правнуков.
Счастье – жить
В свои неполные 95 лет Александра Григорьевна Бунина ведёт достаточно активный образ жизни.
Когда смотришь на людей, которым считаные годы остаются до ста, всегда удивляешься: насколько у них чувствуется стержень, характер, оптимизм, желание жить. И даже если чуток поворчат, мол, здоровье уже не то, всё равно понимаешь – есть в этом доля лукавства: человек ценит, что судьба ему отмерила побольше, чем многим другим, хотя и не всегда была благосклонна.
Александра Бунина (Утицких) родилась в деревне Катенино Варненского района в большой семье – у родителей был старший сын и шесть девчонок. Сашеньке досталось внимания и любви больше других, так как она была самой маленькой. Впрочем, Александра Григорьевна поправляет: любви у родителей хватало на всех – всегда.
– Один единственный сын, мой старший брат, был щупленьким, худеньким, но сильным и надёжным: отец умер рано, я его совсем не помню, и Степан стал матери помощником, мужским плечом, – вспоминает ветеран. – В 1943 году, как исполнилось 17 лет, его забрали на фронт. И прислал всего одного письмо, а следом пришла бумага, что пропал без вести. Так до сих пор и не знаем, где и как сложил свою головушку.
Тем временем девчонки ходили полоть хлеб, картошку, помогали взрослым на току, отвозили зерно, на плуге работали. Вставали, как рассветало, – и в поле, порой по десять километров добирались туда и обратно.
Александра Бунина вспоминает, что, пожалуй, тяжелее с пропитанием было в конце тридцатых, чем во время войны. Годы выпадали неурожайные, зимы голодные. Яйца, молоко, мясо – всё сдавали государству. Немного, конечно, себе оставляли, но жили впроголодь. До сих пор помнит затируху, что варила мама: ею не наедаешься, и только потом и думаешь – как бы ещё чего съесть. Ни гулять, ни играть не хотелось. А в годы войны, видать, погода смилостивилась – неплохие были урожаи. Выдавали немного зерна, пекли хлеб. В поле раз в день кормили – работать приходилось много, надо помогать фронту. Об учёбе и не вспоминали – так Александра с пятью классами образования и осталась.
После войны старшие сёстры перебрались в Магнитогорск, а в 1949 году и Саша приехала к ним. Сначала была в няньках у сестры – той нужно было работать, а малышу несколько месяцев. Жили в комнате 12 метров в бараке.
В Магнитогорске Александра Григорьевна встретила свою судьбу – друг зятя Иван был из Оренбурга, и как-то пришёл в гости. С первого взгляда девушка ему понравилась, а та – от ворот поворот, говорит: подумаю дня три, дружить с тобой или нет. А парнишка-то в душу запал: симпатичный, говорливый, взрослый. Через три дня пришёл за ответом, позвал в кино. Был щедрым: подкармливал возлюбленную сладостями. Так вниманием и заботой завоевал сердце – через полгода поженились.
Первые месяцы жили с семьёй сестры, а потом удалось получить свою комнату в бараке около старого вокзала.
– Иван работал на базе механизации треста «Магнитострой» бригадиром башенных кранов, часто ездил по командировкам, а я с детьми сидела почти десять лет – сначала с племянником, а потом и со своими – дочкой Людой и сыном Сергеем, – рассказала Александра Григорьевна. – Садиков-то не было сначала, а потом, как появились: в очередь встанешь, а она подойдёт – ребёнку уже в школу пора.
На работу Александра Бунина вышла, как дети подросли, – гардеробщицей в горном институте три года проработала, а потом знакомая уговорила пойти в проводницы. Но далеко не ездила – детей не оставляла, обслуживала пригородные поезда – в Белорецк, Абзаково, Сибай. Так 28 лет до пенсии и каталась, продолжила и на заслуженном отдыхе. Муж тоже на пенсии дома не сидел – работал подкрановым на комбинате.
Дети были ещё маленькие, когда Бунины решили завести подсобное хозяйство – купили сад. Строились, благоустраивали, растили урожай. Жили у старшей сестры Анастасии – та купила дом, к тому времени и маму перевезли из деревни. А потом приехала другая сестра Татьяна и спрашивает: «Вы долго чужой дом-то будете караулить? Своим нужно обзаводиться!» Тогда стали «шевелиться» и получили свою двухкомнатную квартиру.
Одиннадцать лет назад ушёл муж. Но несмотря на потери (нет уже дочки Люды, одного из внуков), семья растёт. У Александры Буниной пятеро внуков, два правнука и праправнук.
Внучка часто навещает, помогает бабушке по дому, приходит социальный работник из комплексного центра Орджоникидзевского района. Но и сама ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда Александра Григорьевна Бунина себя по-прежнему способна обслужить. Да, ноги болят, но она понемногу работает и в саду, где давно хозяйничает сын. Хорошо слышит, неважно видит, но не сетует: возраст.
– Все мои сёстры, мама ушли достаточно рано, одна я долгожитель, – смеётся женщина. – Не знаю, за что мне такое счастье – жить. Наверное, чем-то заслужила: увидеть ещё несколько поколений своей семьи. Боженьке видней, кому сколько отмерить.