Продолжение. Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16.
«Магнитогорский металл» продолжает специальный проект, главные герои которого – люди, подарившие нашей стране Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
В новом проекте мы рассказываем о тех, кого заслуженно причисляют к поколению победителей. Ветеранов Великой Отечественной войны, к сожалению, становится меньше с каждым годом, каждым месяцем, каждым днём. И тем ценнее живые воспоминания каждого участника тех далёких и одновременно таких близких событий. Это реальная, не киношная и не книжная история нашей страны, из уст тех, кто преодолел себя и выиграл священную войну за свободу и мирную жизнь своих детей, внуков, правнуков.
«Сто лет тебе жить, не меньше!»
Всю свою жизнь Елизавета Яковлевна Фомина проработала на земле – для себя, для семьи, для страны
Звание «Труженик тыла» Елизавете Фоминой присвоили за тяжёлый труд во время войны – как и сотни, тысячи других подростков, оставшихся в колхозах без мужской силы, они выполняли ту работу, которую им поручали: сажали картошку, свёклу, турнепс – на корм скоту, пололи, поливали, собирали, помогали на малочисленной уборочной технике, вязали снопы, собирали на растопку валежник.
Хочешь – не хочешь, нравится – не нравится: об этом вопрос вообще не стоял. Было одно слово «надо» – кормить фронт, в первую очередь. А самим уж что оставалось… Мало, судя по тому, что из всех воспоминаний военных лет ярче всех то, что постоянно хотелось есть.
Родилась Елизавета Яковлевна в деревне Романовка Оренбургской области, была третьей в семье. В 1932 году семья перебралась в Магнитогорск. Мама устроилась работать в депо, отец – в милицию. Девочке было пять лет, когда при родах четвёртого ребёнка умерла мать. Отец женился во второй раз, мачеха заменила маму – никому не отдавала предпочтений – ни троим приёмным, ни двум родившимся позже своим – любила, оберегала всех. И дети отплатили ей взаимностью: до самой смерти относились с уважением и заботой, почитали как родную.
Когда началась война, родители собрали детей и уехали жить в деревню Гусевка – надеялись, что там будет полегче.
– У меня девичья фамилия-то Гусева, род наш из этих мест, и родни было немало, – вспоминает ветеран. – Отца призвали сначала в 1941 году, но поскольку было пятеро детей, а младшая Люся ещё новорождённая, появилась на свет за два месяца до начала войны, – вернули домой. А уж в 42-м он ушёл на фронт. Воевал в артиллерии, вернулся в ноябре 1945 года, попал ещё на японскую войну. Медалей – полная грудь: «За победу над Японией», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За мужество», «За отвагу».
А ведь Елизавета могла и не увидеть больше своего отца – в 14 лет она сама чуть не погибла.
Из-за плохого питания и тяжёлой работы у девушки случился заворот кишок, острая кишечная непроходимость. Лизу увезли в Магнитогорск, хирурги еле спасли. До сих пор она помнит, как врач сказал: «Сто лет теперь тебе жить, не меньше!» Физическая память о том случае у женщины осталась навсегда – весь живот в шрамах.
– А выписали – управляющий колхоза не дал матери подводу, чтобы меня забрать, – вспоминает Елизавета Яковлевна. – И старшая сестра Вера меня от Магнитки до Гусевки на спине тащила. Все швы разошлись, потом снова зашивали. Управляющего потом за такое отношение сняли с должности. А я немного восстановилась – и снова в поле.
Чуть легче стало, как вернулся с фронта глава семейства. В 1946 году переехали в совхоз Буранный – именно там отыскался пропавший во время войны средний брат Иван (забрали в Белорецк в ремесленное училище – и ни слуху, ни духу о нём не было).
Лиза освоила профессию доярки. И познакомилась со своим суженым Петром. Парнишка был высокий, статный, но проблемы со спиной рано сделали его инвалидом. В 1952 году родился сын, в 55-м дочка. Рано ушёл из жизни муж, так же недолго пожил и сын – Елизавета Яковлевна оформила опекунство над семилетней внучкой, воспитала её.
В 2015 году семья приняла решение перевезти бабушку в Магнитогорск. Переезд восприняла болезненно, даже случился микроинсульт. Но любовь и забота дочери Нины, двух внучек, четырёх правнуков не дали скатиться в депрессию. Живут с дочкой в своём доме, небольшом, но очень уютном. Здоровье стало подводить только последние два года, а до этого работала в огороде – и копала, и сажала. Родня рядом – построили дома, постоянно навещают. С гордостью рассказывает о правнуках:
– Сергей, Дима, Ариша, Артём – вот моё богатство! С ним никакие года не страшны. Ну а раз врач когда-то велел до ста лет жить – значит, надо жить!