Хотелось бы со страниц газеты еще раз вернуться к часто обсуждаемой теме очередей. Если быть точнее, то о них хотелось бы забыть навсегда, но… Мы все время от времени окунаемся в волны очередей, выныривая из них людьми второго сорта, с плохим самочувствием и потерянным напрочь настроением.
Очереди… Совсем недавно было ощущение, что с наступившими в нашей стране изменениями очереди, дефицит, хамское отношение к людям канут в прошлое. Все надеялись, что рыночные отношения отрегулируют этот вопрос. Ан нет! Очереди не исчезли. Они приняли другой облик, перекочевали в другие сферы, разбились на более мелкие, но более «важные», словом, не исчезли. Значение очередей в нашей жизни, скорее, возросло с точки зрения тех, кто их создает.
Так откуда и почему берутся очереди? Самый простой ответ – от неумения руководить, организовывать, вести дела так, чтобы не допускать большого количества людей у своих кабинетов. Эта некомпетентность или простое нежелание, а значит, пренебрежение к нуждам людей некоторых чиновников и руководителей приводит к недовольству простых людей, к недоверию ко всем проводимым в стране реформам. С частными организациями проще. Очереди в них можно проигнорировать, их можно обходить. Но как обойти очереди, создаваемые муниципальными и федеральными службами? Иногда это сделать просто невозможно. Автолюбители знают, например, сколько нужно прождать наряд милиции для оформления ДТП на месте аварии. И это не все. Потом не меньше придется отстоять в очереди для заполнения всех документов в ГИБДД. И так почти везде, во всех структурах государственной, федеральной и муниципальной власти.
Еще пример. Несколько лет назад, обучаясь заочно в академии, одну из сессий мы проводили в стенах городской администрации. Преподаватель, профессор из Екатеринбурга, начал свою лекцию по управлению со слов: «Я буду долго и много говорить вам об основах управления. Но если даже в администрации такого большого города, как Магнитогорск, есть очереди у многих кабинетов, то вся моя теория останется теорией и сведется к пустому сотрясанию воздуха. Любого мало-мальского начальника, создающего у своего кабинета очередь, нужно учить эффективному управлению долго и упорно, а еще лучше безжалостно снимать его – как профнепригодного». Действительно, если даже власть города позволяет себе наплевательски относиться к своим горожанам, создавая трудности и препоны в виде очередей, то их цепочка не прервется никогда. Хочется надеяться, что новоизбранный глава города и его команда обратят внимание и на эту проблему. Это, в конце концов, престиж местной власти.
А чего стоит стояние в больничных очередях! Если очереди физически и морально калечат простых людей, то очереди в лечебных учреждениях калечат вдвойне, потому что состоят из людей больных и престарелых. Это просто издевательство. О каком лечении может идти речь, когда человек отстоял на прием к врачу несколько часов. Да его после этого нужно лечить не от болезни, а от стресса. Мне пришлось однажды оформлять инвалидность родителям. После сбора всех справок, стояния в бесконечных очередях я понял, что больной человек сам не в состоянии оформить инвалидность, а значит, не сможет получить положенной надбавки к своей мизерной пенсии. Пожилой человек, скорее, откажется от этой затеи или просто не доживет, когда последняя подпись и печать окажутся на заключении ВТЭКа.
В сущности, очереди – не такая уж маленькая проблема. Стояние в очередях убивает много времени, ограничивая свободу граждан, продекларированных в различных законах государства, в том числе и в Конституции РФ. Наш президент, правительство, депутаты всех уровней часто говорят о социальной направленности всех структур власти. А ведь, по сути, очереди – это значимый тормоз в осуществлении всех этих социальных и иных реформ в стране. Если помечтать и вдруг представить, что когда-нибудь появится закон о повсеместном запрете очередей, то сколько бы сил, средств и времени направлялось не впустую, на бесполезные выстаивания, а на повышение производительности труда, уровня жизни простых граждан, удвоение того же ВВП. Причем весь этот потенциал освободился бы как у тех, кто стоял в очередях, так и у тех, кто их создавал. Какой ответственный подход появился бы у чиновников всех уровней власти, как внимательны они были бы к нуждам простых людей, как ценили бы они чужое время, а не только свое. Если бы.… Но пока…
Пока борьба с очередями носит локальный временный характер. Показали по телевизору одну очередь, назавтра ее ликвидировали. Но рядом появилась другая. Напечатали в газете – вот вам ответ: «Здесь теперь все по спискам, никто не ждет долго». Основа очередей, однако, не исчезает. Очереди часто нужны многим недальновидным чиновникам, чтобы самоутвердиться, показать свою нужность и значимость. Необходимо менять критерии оценок этого явления. С ними нужно не мириться, а искоренять по всем направлениям. Сейчас создается очень много различных общественных организаций по контролю за действиями властных структур. Может, создать общественную организацию, обеспечивающую право граждан беспрепятственно, без очередей, осуществлять свои конституционные права. Можно не стоять в очереди, тратя большие деньги. Но если все пойдут по этому пути, появится еще одна очередь – для первоочередных. Это не выход, да и не всем по карману.
Хочется верить, что какой-нибудь чиновник понесет наказание за неумение работать. Может быть некто, прочитав эти строки, начнет поощрять и продвигать только тех своих подчиненных, кто продемонстрирует, что у его кабинета никогда нет очереди. Причем не потому, что он никому не нужен, а потому что он умеет правильно организовать свой труд и ценит время других. Тогда другой чиновник, из соседнего кабинета, задумается, и ему тоже придется эффективно работать.
Как хотелось бы дожить до того времени, когда наши дети будут спрашивать нас о том, что такое очереди, какими они были в прошлом…