Читатели нашей газеты интересуются, будет ли с первого сентября увеличен срок обучения в автошколах, готовящих водителей категории «В»? И можно ли где-нибудь научиться правильно действовать в критических дорожно-транспортных ситуациях?
За разъяснениями мы обратились к заместителю начальника межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела УВД Магнитогорска, начальнику экзаменационного отделения Сергею МОСУНОВУ.
– Уже два года слышим, что продолжительность обучения должна возрасти до полугода, что форма подготовки на профессиональные категории «С», «D» и «Е» будет только дневная, а на любительские «А» и «В» – вечерняя, то есть люди могут учиться без отрыва от работы в удобное для них время, – поясняет Сергей Павлович. – Эти вопросы решают законодательно в Москве. Процесс сложный: до утверждения закона Министерство образования должно разработать и согласовать учебные программы с главным управлением департамента обеспечения безопасности дорожного движения. И на местах следует перестроиться, подготовить преподавательский состав. Естественно, что при перестройке программы автошколы города могут увеличить плату за обучение, так как ныне за полгода выпускают практически три группы. Увеличение срока учебы только положительно скажется на качестве подготовки водителей: будет добавлено изучение материальной части автомобиля, чтобы курсанты знали, где и какой датчик находится, какую роль он выполняет. Предполагаю, что в программу войдет и подготовка водителей к езде в сложных погодных условиях.
– Что говорить об экстриме, когда на летних дорогах машины бьются, как в гололед! За семь месяцев количество ДТП увеличилось на полтысячи случаев.
– Восемь тысяч водителей в 43-х классах готовят 23 автошколы города. Уровень их подготовки разный. К сожалению, сейчас у нас нет полномочий проверять учебный процесс, хотя до 1998 года мы успешно следили за посещаемостью, успеваемостью, ведением конспектов в автошколах. Могли проверить любой класс в любой день. Ныне за нами остался контроль учебной организации по материальной базе, методике преподавания. Приятно, когда курсанты с первого раза сдают у нас экзамен на знание ПДД: значит, их преподаватели серьезно отнеслись к подготовке кандидатов в водители, не свели учебу только к решению экзаменационных билетов. Неприятно, когда экзамены в МРЭО не сдают…
– Какая из автошкол лидирует на городском рынке подготовки водителей?
– Переходящий кубок «Лучшая автошкола города» второй год подряд завоевывает учебный центр «Автосервис ПМ». Он и ранее лидировал по уровню сдачи правил дорожного движения с первого раза, степени подготовки практического вождения курсантов любого возраста. Кроме качества подготовки к экзаменам, мы отслеживаем и количество виновных в ДТП молодых водителей со стажем до года. Они ездят достаточно аккуратно, только пять процентов попадают в аварию по собственной вине. Бардак на дорогах из-за нехватки инспекторского состава ДПС: они дежурят ночами, да и то ориентированы на раскрытие различного рода преступлений. А пьяные ездят и днем. В дневное время на дорогах города сколько угодно лихачей, надеющихся: а вдруг проскочу. С ними надо бороться дополнительными силами, которых, к сожалению, нет.
– Сергей Павлович, как вы оцениваете подготовку водителей в нашем городе?
– Общая обстановка, на мой взгляд, не столь плоха. И представители департамента образования и науки области, занимающиеся аккредитацией, лицензированием учебных заведений, подтверждают: Магнитогорск занимает первые места по качеству подготовки водителей в регионе.
– Кто готовит преподавательский состав для школ?
– Преподаватели должны иметь соответствующее образование, навыки в управлении транспортным средством, раз в пять лет перед аттестацией проходить переподготовку на курсах в областном центре. Инструкторы проходят двух-, трехнедельные спецкурсы – иначе их просто не допустят к обучению курсантов на автодроме и на городских трассах.
– И все же, возвращаясь к экстриму… Разбитые, малоосвещенные дороги, плотный и растущий с каждым годом поток машин, агрессивная манера вождения многих участников движения, «подставы», нетрезвые водители. Можно и далее перечислять факторы, провоцирующие возникновение опасных ситуаций. Результат – потери водительских прав, машины, свободы, здоровья и даже жизни. Автошколы повысить надежность водителя не в состоянии. Водитель набирает опыт долго и мучительно, методом проб и ошибок. Может, настал черед создания в городе структуры, которая будет заниматься подготовкой к вождению в экстремальных ситуациях?
– Идею подготовки водителей к езде в сложных условиях выдвигают многие. За нее высказываются и в ГИБДД, и в городской администрации. Но, как всегда, у нас нет денег на реализацию столь хорошего дела.
P.S. Как ни печально, но большинство водителей беззащитны в аварийной ситуации и чаще всего дают на нее естественную защитную реакцию: резко тормозят и теряют последнюю возможность сохранить управляемость автомобиля. Это не вина водителя, а беда, потому что арсенал его мастерства скуден, а профессиональный опыт не всегда может помочь в конкретной ситуации. Надеяться на то, что вы сумеете избежать грубых ошибок в управлении автомобилем, очень опрометчиво.
Доказательство тому – тяжелые аварии, которые совершают даже водители с 20-летним стажем безаварийной работы. Рекомендации ездить тише тоже не дают положительного эффекта. Остается один выход – научиться управлять.
В числе основных причин аварийности – недостаточное профессиональное мастерство водителей. В программах их подготовки не предусмотрено практическое обучение действиям в критических дорожно-транспортных ситуациях. Поэтому водители вынуждены приобретать знания и опыт методом проб и ошибок. Этот путь длителен и опасен, цена ему – миллиардные потери в дорожно-транспортных происшествиях. Самообучение на дороге позволяет лишь через 5–10 лет существенно повысить способности водителя к прогнозированию опасных ситуаций. Ошибка в прогнозе почти всегда приводит к ДТП, так как подавляющее большинство водителей не имеют в своем техническом арсенале универсальных или специальных приемов, позволяющих сохранить устойчивость и управляемость автомобиля при экстренных маневрах. Критический и ритмический заносы, вращение, опрокидывание, продольное скольжение автомобиля – эти и многие другие опасные ситуации представляют для обычного водителя непреодолимые трудности. Сегодня приемами стабилизации автомобиля при потере устойчивости и управляемости владеют лишь водители высшей квалификации, прошедшие спецподготовку. Однако многолетняя работа по обучению показала, что практически любой водитель способен освоить и применять на практике многие приемы высшего мастерства.
Для подготовки нужно специально оборудованное место, квалифицированные инструкторы и подготовленные машины. В программе – курсы по контраварийной подготовке водителей, скоростному рулению в критических ситуациях, безопасному прохождению поворотов, экстренному маневрированию. Чтобы довести действия до автоматизма, нужно выполнить 2–5 тысяч упражнений. Это очень интенсивная работа. А каков результат? По мнению водителей-неспортсменов, прошедших такую подготовку, за 8–10 занятий можно приобрести такой арсенал водительского мастерства, который практически невозможно получить за 20 лет вождения.
Конечно, это стоит денег. Быть может, немалых. Но жизнь дороже…