Сочетать фразу Никиты Хрущева, именовавшего рабочий класс не иначе как «его величество», с образом пэтэушника конца девяностых было как-то нелепо. Что мы знаем о современном училище? Что в годы становления рыночных отношений престиж рабочих профессий резко упал, потому что новая форма хозяйствования возжелала юристов, бухгалтеров, банковских служащих, менеджеров. Что в училища, сменившие старую вывеску ПТУ на новую – ПЛ, школы отправляют тех, чей аттестат «не тянет» на уровень 10–11 классов. Какая уж тут величавость?
С такими мыслями направлялась я к профессиональному лицею № 41 – главной в городе кузнице специальностей электроэнергетического профиля. И только оказавшись внутри, поняла, как ошиблась. Как раз прозвенел звонок, и будущие рабочие направлялись в столовую. Ребята в строгих брюках и рубашках с дипломатами в руках, не торопясь, спускались по лестнице. Я и впрямь оказалась среди хрущевской интеллигенции: даже студенты вузов в одежде давно освободили себя от всякой строгости, и видеть такую роскошь в училище было удивительно. Серьезные лица лицеистов совсем не напоминали аутсайдеров, скорее, наоборот – уверенных в завтрашнем дне людей.
По словам заместителя директора ПЛ № 41 Т. Светличной, один из главных стимулов для ребят при поступлении в лицей – высокая вероятность трудоустройства в ОАО «ММК». А значит – стабильность и достойная зарплата.
– Ошибочно думать, будто у нас учатся только те, кто «согласен» на низкий уровень образования и социальных притязаний. Многие наши ребята увлекаются техническим творчеством и намеренно выбрали лицей, зная, что будут хорошими рабочими. Бывает, параллельно они получают две, а то и три профессии. Другие уже здесь задумываются о продолжении образования заочно в техникуме или университете. Обычно это талантливые дети с хорошими аттестатами, которые из-за материальной несостоятельности не смогли продолжить учебу в старших классах, а потом поступать на дневное отделение в вуз.
Среди наиболее перспективных учеников лицея преподаватели, не сговариваясь, назвали будущего электромонтера Сергея Карпова. Пойти по «технической линии» Сергей решил после окончания девяти классов деревенской школы в поселке Буранный. Работать привык с детства, поэтому к труду относится уважительно. Для него профессия электрика – из тех, что нужны всегда. И спорить с этим сложно. За последнее десятилетие многие престижные специальности оказались не у дел: валеологи, психологи, бухгалтеры по-прежнему ожидают свободных вакансий в центре занятости населения. А вот электромонтеры успешно трудоустраиваются, потому что в городе дефицит таких рабочих. Кстати, в этом году из-за большого конкурса лицею даже пришлось ввести дополнительный прием на эту специальность.
Сергей только что вернулся с преддипломной практики, которую проходил на комбинате. С наступлением совершеннолетия его перевели на полный рабочий день и «поставили на оплату», что он считает большой удачей. В рабочем коллективе лицеисту понравилось: его опытный наставник был рад молодому помощнику и радушно делился секретами мастерства. Сейчас Сергей работает над дипломным проектом и одновременно готовится к поступлению на энергетический факультет МГТУ. С братом, тоже учащимся лицея, они живут в городе, самостоятельно ведут хозяйство. Как старший в семье, Сергей намерен зарабатывать на жизнь, а уж продолжить образование можно и заочно. Глядя на сдержанного молчаливого паренька, едва перешагнувшего порог взрослой жизни, я почувствовала в нем твердость характера, присущую людям, которые словам предпочитают дело.
– Он очень самостоятельный и надежный, – подтвердила Т. Светличная. – А еще верный коллективу. Представляете, летом отказался ехать на театральный фестиваль в Анапу, потому что их фольклорный ансамбль собрался на гастроли во Владимир.
Об этой первой поездке за пределы области Сергей до сих пор вспоминает с трепетом. Как много он увидел старинной русской архитектуры. Как поразил храм на Нерли, к которому пробирались под проливным дождем по колено в грязи. Такое бывает раз в жизни, говорит он. И я ему верю.
Творческая карьера Сергея началась в доме учащейся молодежи «Магнит», где он освоил гитару. Сейчас наш лицеист поет и пляшет в составе фольклорного ансамбля «Купала» под руководством Н. Виноградовой. К своему профтехническому образованию он хочет добавить не только диплом технического университета, но и музыкальной консерватории. Любимым занятиям музыкой будущий рабочий готов посвящать все вечера.
– Коллектив нашего ансамбля разновозрастный, но очень интересный. Мы воссоздаем казачью культуру. Для меня она пример силы, благородства и удали. Здесь я начал понимать что-то такое, чего не знал до этого, – говорит Сергей.
К концу нашей встречи и я начала понимать, что передо мной действительно его величество трудовой народ. И где еще, как не здесь, среди «непрестижных», искать потерянную нами национальную идею? А с ней – исконно русскую основательность, любовь к труду и земле.
И вообще, из чего складывается престиж? Если говорить о стабильности и перспективах, то прогнозы аналитиков в отношении рабочих специальностей радужные: рынок труда будущего по-прежнему не обойдется без квалифицированных слесарей, водопроводчиков, электриков, плотников. Конечно, с учетом модернизации учебных программ. Понятно, что мир уже не тот – работают не только руками. Профессиональная подготовка рабочих не стоит на месте: те же будущие электромонтеры отнюдь не лампочки вкручивать учатся, но и активно осваивают новые технологии, микроэлектронику и промышленную электронику.
А еще в учебных кабинетах и мастерских, как в кладовых, хранятся старые рецепты человеческого труда. Мудрость и сила мастеров старшего поколения передается молодым ребятам, рождая чувство гордости за свою профессию. Для Сергея Карпова человеком, олицетворяющим его будущую профессию, является мастер производственного обучения Ю. Английский. К нему и во время практики ребята не переставали обращаться за советами.
Традиции заложены хорошие, дело за малым – не оставить систему подготовки профессиональных кадров без нужной ей технической базы, следить за изменениями в производстве и успевать реагировать на них. Современный рабочий должен быть всесторонне развитым, образованным человеком. И тогда за престижем дело не станет.