Тот, кто думает, что мир без добрых людей, глубоко ошибается, считают студентки филологического факультета МаГУ Юлия Неретина и Инна Маковчук. Летом они путешествовали по дорогам России старым студенческим способом – автостопом. Их маршрут пролегал в южную Анапу, затем до северной столицы и, наконец, по стопам литературного классика – из Петербурга в Москву.
– Мнение, что «сейчас просто так не берут» абсолютно ошибочно. Иной водитель не только подбросит «стопщика» до нужного ему места, но еще накормит, напоит и под караоке споет, – убеждена Инна.
Для них автостоп – отнюдь не плод финансовой несостоятельности и даже не спортивный экстрим, а просто активный летний отдых с изрядной долей авантюризма и массой новых впечатлений, возможность познать мир. Они уходят из привычной среды, чтобы обновиться духовно, «почистить» и привести в порядок мировосприятие и вообще освежить вкус к жизни.
– Знаю, что часто автостопщики облачаются в ярко-желтые костюмы, чтобы их заметили на трассе, но про российский флаг слышу впервые.
– Дорога предстояла долгая, поэтому мы взяли с собой не только главный символ страны, но и театральные костюмы – два комплекта треуголок со стилизованными рубашками с рюшами. Они, кстати, не пригодились – флаг и без «приложения» вызывал самые бурные эмоции. Водители сигналили, махали руками, возвращались, чтобы сфотографироваться, – рассказывает Юля. – Автостоп вообще не подразумевает стихийности. Это должно быть грамотно продуманное мероприятие и заранее спланированный маршрут. Среди путей, соединяющих два города, самый короткий – не обязательно самый быстрый. Лучше передвигаться по магистральным трассам с интенсивным потоком машин. Знак голосующего с оттопыренным большим пальцем понятен здесь всем. Жест обязательно должен быть энергичным и направленным на конкретного водителя. Он должен останавливать, а не напоминать протянутую руку нищего. Полезно знать и правила дорожного движения, дабы не попасть в автомобильную «яму». Самые плохие места для голосования – мост, тоннель, эстакада, зона действия знака «остановка запрещена», крутой подъем или спуск и граница населенного пункта.
– Две девушки на трассе, пусть и с российским флагом, вероятно, привлекали внимание не только «нужных» людей. Неужели не опасались, что может просто какой-нибудь маньяк остановиться?
– Во-первых, попутчиков выбираем мы, а вовсе не наоборот. Во-вторых, на шпану можно и возле подъезда наткнуться, – объясняет Инна. – В автостопе существуют правила, следование которым гарантирует безопасность. Нельзя, например, садиться в машину к двум мужчинам или стопить поздно вечером. Если хорошо изучил регион следования, то знаешь, кого «ловить», чтобы не оказаться ночью в чистом поле. Мы всегда внимательно смотрим, что за человек остановился. И если в его поведении или взгляде нам что-то не понравилось, то вежливо и тактично отказываемся. «Гардероб» тоже надо продумать – внешний вид должен быть заметным, но не вызывающим. В общем, каким ты предстанешь перед людьми, так и они к тебе отнесутся. Иной водитель не только доставит до места, но, высадив, старается «передать» пассажиров в надежные руки следующего автомобилиста.
Была, правда, ситуация под Краснодаром, когда остановилась машина с двумя совсем уж неприятными типами. Пока я сочиняла убедительный отказ, вижу, как Юлька крестит одного из парней и говорит: «Бог с вами, езжайте с миром…» В следующий момент они уже открещивались от нас: «Верующие! Пойдем отсюда». Люди боятся обидеть верующего человека. Боятся, что зло им не простится. Так мы нашли новый прием действенной защиты.
– Человек, выходящий на дорогу «стопить», должен быть настроен позитивно, –добавляет Юля. – Тогда и дорога будет удачной. Водители, как правило, очень радушно нас приветствовали: «Девчата, да как это вы здесь стоите. Давайте я вас хоть столечко подвезу…»
– Говорят, длинный язык – посох путешественника, каждый автостопщик должен уметь развлечь водителя в долгом пути?
– Вовсе не обязательно заранее сочинять текст «непринужденной беседы» или работать дежурным Петрушкой. Фальшь всегда чувствуется. Хочешь – разговаривай, хочешь – нет. Водители вообще люди понимающие, дадут и отдохнуть, и поспать, и фруктами угостят на славу. Сам факт того, что ты едешь стопом в какую-нибудь дальнюю точку России, вызывает большой интерес. Спрашивают про город, нашу жизнь. Вот, например, под Москвой: «Магнитогорск? Это же Сибирь, у вас там медведи по улице ходят». Здесь общение особое, свободное от социальных ролей, статуса и возраста. И в этом достоинство автостопа. Сажает нас деловой мужчина в строгом костюме или полковник ФСБ, или простой работяга, а по мере совместного движения становимся «своими». Дорог много, ты зашел в машину на одном отрезке пути, вышел на другом – и адью, поэтому «одноразовое» общение самое непринужденное. Автостоп, как рулетка – никогда не знаешь, с кем будешь общаться в следующую минуту.
– Какими же встречами наградила вас «рулетка российских дорог»?
– Однажды встретили парня с интересной жизненной теорией: мол, он – пуп земли, и весь мир вертится вокруг него. И даже мы, попутчицы, должны принести ему удачу в пути. Ирония была в том, что излагая свою теорию, он на трассе «не пропустил» ни одного поста ГАИ, в конце концов машина попала на штрафстоянку. Получилось, что мир, созданный для его блага, имел на этот счет свое мнение и сыграл со своим «господином» злую шутку.
– А по дороге из Краснодара Юля застопила настоящего турка. Только она растянула российский флаг, останавливается фура. Спрашиваем: «Москва?» Водитель кивает. Кидаем рюкзаки, садимся и понимаем, что турок ни бэ, ни мэ по-русски. Первое, что он пытался выяснить, есть ли у нас паспорта. Когда убедился, что мы совершеннолетние, успокоился, включил турецкое радио и, кажется, совсем про нас забыл. Очень испугался, когда на посту ГАИ Юля попыталась спрятаться, как это было с русским водителем: ведь втроем в фуре ехать нельзя. Турок решил было, что мы в розыске… Зато напоследок он угостил нас настоящими турецкими персиками.
– Под Уфой на трассе встретили швейцарцев на велосипедах, которые начали разговаривать с нами на нескольких языках одновременно, включая русский. Язык выучили за те три месяца, что провели на дорогах России. Ехали они из родной Швейцарии, где им показалось тесно – всего-то 320 км. Весь путь на велосипедах – сначала по побережью Украины, России, затем – в Монголию и Китай. Ребята молодые, лет по 25, инженеры. Впечатление от России у них восторженное, глаза радостные. Кстати, наслышаны они о Магнитогорске и нашей хоккейной команде.
– Ну а по Европе не хотите попробовать?
– Посмотрим, если будет цель. Мы ведь на Кавказ не просто так поехали. Задача была попасть на дольмены под Геленджиком. И самое главное – в школу для одаренных детей М. Щетинина. В 1998 году ЮНЕСКО признал систему образования школы Щетинина лучшей в мире. Принцип в том, что в ней учатся дети разных возрастов, около 300 человек. Учителей как таковых в ней нет, вся система образования построена самими учениками, они самостоятельно разрабатывают концепцию предмета, скажем, математики или химии, и учат друг друга, обмениваясь опытом. Курс математики десятилетней школы проходят за год, учителя только принимают экзамены. В школе мы были два дня, встретились с Щетининым и даже договорились пройти курс обучения.
– И все-таки автостоп – утомительный, но дешевый способ передвижения или приключение?
– Скорее, философия жизни. И оптимизма. Автостоп придуман теми и для для тех, кто не боится открывать мир заново и менять отношение к людям, – считает Инна. – В путешествии понимаешь, что в людях много светлого, они не такие безразличные, как принято думать. Мне кажется, автостопщики дают людям возможность делать добро.