Третьекурсница Алена Лакирева представила экспертам из Министерства образования «отличную» зачетку с весомым приложением – шестью научными публикациями. И оказалась вне конкуренции. Столь частым выходом в научный свет не всегда могут похвастать и матерые старшекурсники: на этот путь студенты ступают обычно в преддверии дипломной работы. Алена, с серьезным и пытливым взглядом, мало похожа на суетливую и вечно торопящуюся студентку. Рассказывает спокойно и размеренно, взвешивает каждую фразу, как будто заново наполняет слова смыслом. Сказывается опыт научной работы, которую Алена ведет с первого курса – случай, по словам ее научного руководителя, кандидата технических наук, доцента кафедры теплотехнических и энергетических систем МГТУ Сергея Картавцева, уникальный.
– В науку я вошла с легкой руки Сергея Владимировича, – вспоминает Алена. – Впервые под его строгим контролем провела собственное исследование, и у меня получилось. С тех пор проблемы переработки угля для меня как Америка для Колумба: каждый год вступаю на новую землю и обнаруживаю неизведанные горизонты.
По мнению Сергея Картавцева, научные перспективы в сфере угольной промышленности, действительно, широкие. Сам ученый руководит проектом по разработке технологии «черной металлургии в белых халатах». В его рамках Алена и занимается вопросами безотходной промышленности – слаборазвитого, на ее взгляд, направления.
– Вокруг промышленных зон, в том числе и в Магнитогорске, лежат горы шлаков и золы. А ведь их можно очень продуктивно использовать, – убеждена девушка. – Например, обращать в полезный материал. Подумать только: в России добывают порядка 257 миллионов тонн угля, около 80 процентов сгорают, а остаток складируют на отвалах. Между тем в минеральной части угля содержится железо – основа металлургии. Согласно нашим расчетам, из одной тонны угля можно получить до 50 килограммов чистого железа. Приходится с сожалением констатировать, что ежегодно в России выбрасывают более 10 миллионов тонн железа. Когда мы сможем в полной мере использовать содержимое угля, черная металлургия станет чистой и высокопродуктивной отраслью.
– С первого взгляда это напоминает попытки средневековых алхимиков получить из свинца золото… В основании таких выводов наверняка лежат сложные химические и экономические формулы. Ты не испытываешь дефицита научной базы, все-таки еще на третьем курсе учишься?
– Расчетный баланс мы, действительно, изучили только на третьем курсе – до этого руки у меня были связаны, я больше занималась общими вопросами: собирала базу данных, прикидывала выгоду проекта, определяла состав угля на 89 месторождениях России. Хочется уже начать изучение профильных дисциплин, которые по программе «стоят» на старших курсах. Ну, а «на выходе» из университета надеюсь представить серьезное дипломное исследование.
– А проверить вашу технологию извлеченияния железа из угля на практике представляется возможным?
– Очень хотелось бы, но это потребует больших усилий и вложений. Проект должен быть детально описан с точки зрения затрат и экономического эффекта. От точности наших расчетов зависит его успех. Конечно, просчитать всю технологию в одиночку невозможно, и я занимаюсь только одним направлением. На этой же ниве трудится аспирантка Анна Бурмакина, которая тоже входит в научную группу С. В. Картавцева. Если наши предположения подтвердятся, то можно будет думать о реальном использовании технологии в производстве.
– Сегодня, после двух лет плодотворной учебы, ты выглядишь, как уверенный в своих силах спортсмен. А разочарования или поражения на пути к научному олимпу случались?
– Разочарований не было, поскольку я не склонна расценивать научные выводы как истину в последней инстанции. Любой рабочий процесс подразумевает ошибки, я готова их искать и исправлять. Лучший способ определить, в нужном ли направлении движешься – принять участие в научной конференции. Для меня это не нудная «обязаловка» и далеко не формальность. Где еще представится возможность выслушать объективный комментарий специалистов, бьющую по слабым местам критику? Кстати, на конференциях часто собираются и представители промышленных предприятий, которые могут стать потенциальными клиентами.
…Грант на научные исследования и стипендия от Правительства РФ – далеко не весь «послужной» список научного подмастерья. Буквально на днях Алена вернулась с традиционной Всероссийской олимпиады, конференции и выставки по энерго- и ресурсосбережению, прошедших в Екатеринбурге, откуда привезла диплом самого юного участника. По ее словам, поездка ожидаемого удовлетворения не принесла: «Почему-то на этот раз не было обычного обсуждения докладов, а мнение коллег очень хотелось выслушать». Среди научных достижений Алены – первое место в конференции студентов и аспирантов МГТУ «Энергосбережение и энергоэффективные технологии», участие в форуме «Студенческая молодежь – науке будущего», во Всероссийской научно-практической конференции «Энергетики и металлурги настоящему и будущему России».
Высокая планка Алениных требований к себе была задана еще в школе и с тех пор служит главным ориентиром в ее жизни. «Сдать сессию на отлично? Разумеется, – смеется девушка, – для меня это хорошая привычка». Не вызывает сомнений престижность научной карьеры, с которой студентка Лакирева хочет связать будущее:
– Честно говоря, трудоустроиться на производство, например в расчетный отдел, девушке довольно сложно. Если будет возможность остаться после окончания университета в аспирантуре, я обязательно ею воспользуюсь. Думаю, что в новой России научный потенциал будет востребован, выгода прикладных исследований очевидна каждому студенту. Не случайно и конкурс в аспирантуру увеличивается ежегодно, и на комбинат охотнее принимают сотрудников с высшей квалификацией. Кроме того, развивается частный бизнес, предприниматели-промышленники заинтересованы в эффективном производстве, увеличении прибыли. Поэтому, будем надеяться, и наш проект не останется «в столе».