ТОЛЬКО СРАЗУ договоримся: «Господа офицеры. Спасти императора» никакого отношения к российской истории не имеет, хотя посвящен периоду гражданской войны.
Но если не требовать от ленты соответствия реальности – не требуют же этого от фэнтези или поэзии, то, как исторический комикс или ролевая игра, новые «Господа офицеры» выполнены блестяще. Начать с волнующего сюжета: белогвардейская группа пробирается в тыл к красным, чтобы освободить царскую семью, томящуюся в Екатеринбурге. Антураж – соответствующий: на комкорах потертые кожанки, на улицах баррикады и перестрелки, на железных дорогах хаос. Отдадим должное и подбору актеров – независимо от степени известности интересные лица: у кого глаза с татаринкой, у кого нос перебит, кто просто красавец – за такими хочется наблюдать. Любители не раз завистливо вздохнут на сеансе, любуясь военной амуницией периода гражданской войны. Ролевики как зрители тоже не обижены: они оценят танцующий цыганский табор, анархистов в окружении награбленного добра, кутилу с гитарой, распевающего романсы перед казнью, и казаков, рубящихся шашками. А можно просто переживать за персонажей гражданской войны – сразу за белых и красных, у которых предательство и героизм на каждом шагу меняют перевес сил. Царскую семью отряд не спасет, да и сам почти весь сгинет, но безопасно окунуться в такую заварушку на большом экране Дома кино – это бодрит. Да еще «Господа офицеры» наводят на мысль: стоит ли сегодня затевать войны, чтобы почти через сто лет они стали просто темой для ролевой игры?
Другое дело – азартные игры. Название другой премьеры в Доме кино «Двадцать одно» многое скажет даже зрителям, далеким от карточных игр. И не обманет: речь действительно об игре. Талантливый, но бедный студент Бен (Джим Серджесс), не имеющий средств продолжать обучение, получает предложение от которого нельзя отказаться. Его преподаватель (Кевин Спейси) вместе с талантливыми студентами разгадал формулу успеха в карточной игре и предлагает Бену участвовать в ней в составе студенческой «сборной». Никто не скрывает, что дело нечистоплотное и небезопасное, но если правильно его организовать…
Но еще раньше, чем зритель окунется в сюжетную интригу, он будет очарован атмосферой фильма, созданной легкой по жанру и по ощущению музыкой, негламурно красивыми молодыми лицами, компактными диалоги, интересными даже когда идет обсуждение малопонятной технологии выигрыша. Стремительная нарезка кадров с видами малоэтажной городской окраины, сверкающего Лас-Вегаса и просторного студенческого городка – одного этого достаточно, чтобы понять, почему парень не может отказаться от одного в пользу другого. Да, он начал играть, чтобы заработать на учебу, но не сумел остановиться и – проиграл. Пока только деньги. За этим последовало материальное наказание от преподавателя, бунт – и еще более жестокое наказание: преподаватель «сдал» его охране казино.
Не бойтесь, никто вас не будет воспитывать: создатели «Двадцати одного» так элегантно и недвусмысленно провели идею опасности легкой наживы, что их не упрекнешь в занудстве. Бен не становится подлее – он просто теряет друзей, вместо любви придерживается деловых отношений с девушкой и лжет матери. Отрезвляют его кулак секьюрити в подвале казино и новая подлость преподавателя. Если честно, дальнейшему я бы предпочла другую развязку: выбор между казино и – друзьями, девушкой, матерью, учебой. В пользу любой стороны – согласитесь, это честно. Тем более, что подкупающе правдивая актерская игра и остроумные повороты сюжета готовили красивую концовку: честную бедность с перспективой роста – или предание безудержному греху. Но голливудские законы не отменишь: создателям фильма удалось совместить казино с исполнением мечтаний, да еще наказать препода.
Самое забавное: сюжет фильма основан на реальной истории студенческой «сборной», игравшей в Лас-Вегасских казино в девяностые. Это я к тому, чтобы вы не пытались повторить: второй раз не прокатит. И вообще, не наш это образ жизни – казино и военные игрища. Ходите в кино, играйте в военно-патриотическую игру «Зарница» и не огорчайте маму.