ТЕПЛЫМИ ЛЕТНИМИ вечерами под изумрудными кронами деревьев, под задорные звуки «плясучей» музыки будущее рисуется беспредельной, счастливой дорогой.
Молодость, здоровье, мужская красота притягивают взгляды девушек, и жизнь кажется еще чудесней. Наверное, такие ощущения переполняли двух приятелей – Вадима Мингажева и Рината Хананова, приехавших 31 июля 2005 года на праздник Нептуна на озеро Банное. Молодые люди отбивались от чертей, плескались с русалками, вечером от души поплясали на дискотеке и направились в кафе «Лариса». Выпив немного пива, собрались было уходить. В это время у стойки бара разгорелся скандал. Буфетчица Ольга гнала вон двух нетрезвых парней, просивших отпустить им пива в долг. Они подрабатывали на стройке и несколько дней отоваривались в кафе «под запись». Счета росли, но строители не торопились раскошеливаться.
Буфетчица Ольга, молоденькая официантка Луиза и ее подружка, вытолкав наглецов, закрыли кафе. Однако кромешная тьма и пьяные угрозы строителей испугали. Сметливые девушки нашли спасителей: предложили Вадиму и Ринату бесплатно, по абонементу, пойти на дискотеку. Парни от привилегий отказались, но вызвались сопроводить подружек на танцы. До клуба добирались по узкой тропинке, кругом темнота – хоть глаз выколи. Неожиданно Луиза остановилась, Вадим, упершись ей в спину, едва не упал. Путь им преградил тот самый безденежный незнакомец. Пересыпая угрозы бранью, он стал требовать у Луизы деньги. Перепуганная девушка пролепетала, что у нее – ни копейки. Наглец вконец распоясался. Еще секунда – и он ударит Луизу. Вадим, отстранив девушку, предложил буйному успокоиться и разойтись миром. Строитель буквально взвился от такой «нагло-сти»: какой-то городской молокосос смеет на его территории качать права! И перед кем? У него за плечами уже есть ходка на зону.
Все произошло в мгновение ока. Ринат, находившийся в нескольких шагах, видел, как в кромешной тьме сплелись два силуэта. Он попытался помочь, но в этот момент почувствовал сильнейший удар в спину. На него набросился какой-то человек, и он едва успевал отражать удары. Девчонки кинулись врассыпную. Через несколько минут все стихло. Ринат остался один среди темного леса, Вадима нигде не было. Ринат чувствовал, как футболка становится влажной от крови. Зажав рану на груди, он едва дошел до санатория. Сил хватило только на то, чтобы открыть первую попавшуюся дверь…
Хмельным незнакомцем, напавшим на «городских», был 19-летний Сергей Маночков. Уроженец Усть-Катава имел образование пять классов. Школьное детство подросток провел в спецшколе. В 16 лет за совершение кражи был осужден на полтора года колонии. В тот вечер он с дружками уже попрыгал под дискотечную музыку и явился к кафе «подзаправиться». На следствии Сергей признался, что знал официантку Луизу. Шапочное знакомство сводилось лишь к тому, что девушка исправно записывала долги строителей. Если верить словам Маночкова, то орудие убийства – нож – он стянул в том же кафе, однако прямоугольные раны на теле Вадима доказывали – это был не нож, а заточка, с которой бывший зек не расставался. Обвиняемый упирал на то, что «городской первый начал», в ответ он и пырнул незнакомца ножом.
Вадима спасти не удалось. Четвертый удар пришелся в область живота и стал смертельным. Хананов выжил лишь благодаря своевременной медицинской помощи. На первый взгляд – обычная драка, если бы не столь трагические последствия. Выяснения отношений между сильным полом происходили во все времена. Истоки большинства конфликтов современности имеют свои особенности. Психологи считают, что идет борьба не за физическое, а за психологическое выживание – сохранение и утверждение своего «я». Чаще всего агрессию проявляют слабые, не уверенные в себе люди, страдающие заниженной самооценкой. Именно такая схема поведения характерна для Сергея. «Пятиклассное» образование, тюремное прошлое, подсобная работа на стройке ставят его на низшую ступень социальной иерархии. Болезненное самолюбие малообразованный парень компенсирует алкоголем, непомерными амбициями и считает совершенно нормальным перекладывать свои проблемы на других. Человек, прошедший зоновские университеты, воспринимает насилие как естественный способ взаимоотношений и любое ущемление своих желаний готов отстаивать с помощью заточки.
На судебном заседании он признал себя виновным, но заявил, что «не думал причинять смерть незнакомому парню, а всего лишь бил ножом по телу Мингажева». Рассуждения, достойные несмышленого дитяти или умалишенного. Но Маночков по заключению судебно-психиатрической экспертизы, вменяем, хотя его поведение вряд ли можно назвать нормальным в обычном понимании этого слова. Люди, подобные Маночкову, способны жить и реагировать на происходящее по принципу «здесь и теперь» и ставить свое хотение превыше всего. У них серьезные трудности с проявлением эмоций, похоже, что основной инстинкт, самосохранения, и тот «не работает». Осознав, что убил или ранил незнакомцев, Сергей даже не попытался скрыться, убежать, он пришел в свою будку и завалился спать.
В ту летнюю ночь на лесной тропке столкнулись два мира, два жизненных принципа. Маночкову противостоял Вадим. Он был любимым и любящим сыном. Окончив металлургический факультет МГТУ, пришел работать в чугунно-литейный цех комбината и за три года стал начальником смены. Серьезно занимался боксом: занял призовое место среди юношей России. По словам его мамы, Бибикамал Шайдуллиной, Вадик был очень заботливым: еще в третьем классе ко дню рождения испек для нее сладкие орешки. Став самостоятельным, стремился облегчить ее семейные хлопоты: купил стиральную машину, микроволновку. Весь двор, видя почтительное отношение умницы-сына, завидовал семье Шайдуллиных.
Для Рината Яхина Вадим был самым верным товарищем. Они подружились еще в институте, и все это время Вадим был душой компании: веселый, остроумный заводила, который организовывал пикники и праздники. «Он был очень преданным, никогда не оставил бы друга в беде, – говорит Ринат. – Вадим всегда мог постоять за себя, защитить других, но конфликты старался решать миром. Со дня его гибели прошло уже два года, но наша боль не утихает».
Иногда неизбывное горе заставляет родителей думать, что они повинны в случившемся. Обостренное чувство справедливости, необходимость защищать слабых – эти жизненные принципы были впитаны Вадимом с молоком матери. Предоставь он девушкам возможность самим разбираться с пьяными – вероятно, не произошло бы трагедии. Но такое поведение не в его характере. Вадим был уверен в своих силах, одного он не учел: сила слабого духом – в подлости. Свое превосходство злобный человек доказал ударом заточки.
Вадим погиб, защищая общечеловече-ские принципы добра, и общество в лице правоохранителей обязано сурово наказать убийцу. Однако следствие по этому отнюдь не сложному делу растянулось на полтора года. Бибикамал Борисовне пришлось написать не одно письмо и президенту Башкортостана, и президенту России, пока убийца, наконец, оказался на скамье подсудимых. Двое подельников вообще не фигурировали в деле даже как свидетели. По закону, наказание за преступление, совершенное группой лиц, много суровей, поэтому Маночков всю вину взял на себя. Вероятно, его «благородство» продиктовано и другими причинами.
Абзелиловский районный суд приговорил Сергея Маночкова к 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Посчитав, что срок излишне суров, он настрочил кассационную жалобу, но судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Башкортостана оставила приговор в силе.