Продолжение. Начало в № 6
Для сцен на промышленной площадке – а главный герой фильма металлург по профессии – административная группа создателей кино официально обратилась к руководству Магнитогорского металлургического комбината.
Решение о предоставлении в качестве павильона одного из цехов ООО «ММК-ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК» было принято лично генеральным директором ПАО «ММК» Павлом Шиляевым. По словам директора ООО «ММК-ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК» Владимира Дремова, производства здесь технологически более простые, чем на основной промплощадке, как с точки зрения безопасности съёмок, так и возможных помех для технологического процесса.
– Мы предложили съёмочной группе несколько локаций, ею была выбрана площадка ООО «Магнитогорский металлургический завод», – рассказывает Владимир Владимирович. – Это один из якорных резидентов Индустриального парка, он выпускает продукцию для нужд РАО «Российские железные дороги», и именно этот цех показался производителям кино, с одной стороны, самым удобным для съёмочного процесса, с другой – наиболее «ярким» в плане требований к тому, как должен выглядеть промышленный пейзаж действующего металлургического производства. Руководители ММЗ отнеслись к идее с воодушевлением и даже выдали съёмочной бригаде необходимые на промплощадке каски с фирменным знаком завода.
Казалось бы, работа в цехе должна была занять львиную долю процесса, на деле ей было выделено всего два дня: подготовительный, когда сюда прибыл «караван» из десятка траков и прошли осмотр помещения и знакомство с коллективом, и непосредственно съёмки. Причём снимали здесь сразу две сцены: на улице – это была «проходка» героев на фоне производственной инфраструктуры – и в помещении цеха.
Надо ли говорить, что для работников ММЗ съёмки стали настоящим событием! Особенно когда члены коллектива узнали, что, пусть и на минуту, но они сами станут полноценными участниками фильма: их снимали и в момент уличного прохода, и у станков… Пока одни киношники объясняли работникам, что главная их задача – продолжать трудовой процесс, не обращая внимания на камеру и уж тем более не глядя в объектив, другие, напротив, получали мастер-класс от цеховиков. В частности, от начальника производства ММЗ Юрия Никитина, который, можно смело утверждать, стал настоящим консультантом съёмочной группы.
– Моя задача – обеспечить массовость в цехе, который стал павильоном на время съёмок, а также проследить «правду кадра» – чтобы всё было снято правдоподобно, – рассказывает Юрий Владимирович. – В нюансы сценария нас не посвящали, но они сами заинтересованы в тонкостях производства, и мне очень ценно, с каким вниманием относятся к моим словам и советам. Причём, показалось, что внимание это вызвано не только рабочей необходимостью, но и собственной заинтересованностью. Всё-таки, как я и мои коллеги впервые принимаем участие в съёмках художественного фильма, так и многие в коллективе киногруппы первый раз оказались на настоящем металлургическом производстве. Мне нравится атмосфера, которая складывается в процессе, но ответственность чувствую небывалую. Творческие люди не особо думают об алгоритме поведения на промплощадке, могут, увлекшись процессом, оступиться, зайти на участок, где быть не положено… Моя же задача, прежде всего, – соблюсти необходимую технику безопасности. Они, кстати, прислушиваются, выполняют – чувствую себя прям хозяином положения (смеётся).
Начальнику производственного участка ООО «Магнитогорский металлургический завод» Николаю Досманову досталась роль дублёра главного героя – Александра Робака.
Николай Петрович улыбается: «А что – разве мы не похожи? Да сами посмотрите: со спины – вообще одно лицо!»
– Не было ни кастинга, ни постановки задач – пока, во всяком случае, просто коллектив вчера посмотрели и сразу сказали: тебя будем со спины вместо Александра Рэмовича снимать, – рассказывает производственник. – Профессия металлурга специфическая, знающий зритель даже с заднего плана может уловить фальшь, а создателям фильма этого не хочется. Поэтому я и пригодился. Конечно, мне интересно участвовать в процессе: тем более Робак – актёр замечательный, не хочется в грязь лицом ударить, так что и я сам, и коллеги мои сделаем всё, что попросят, – деталей наштампуем, сварим, что нужно… Потом буду детям, внукам фильм показывать – вот мой родной завод, вот ребята – коллеги мои… Со многими ведь с первого дня здесь работаем: начинали с разгребания территории от пыли и голубиного помёта, потом только настоящей металлургией занялись. Воспоминаний много с этим заводом связано, будет здорово потом смотреть на него на экране телевизора или кинотеатра.
Пока коллектив завода усиленно снимает происходящее на смартфоны, за станками, не занятыми в предстоящей к съёмкам сцене, продолжают обычный производственный процесс трудящиеся – правда, признаются: «Да мы уже с Робаком сфотографировались, теперь можно и поработать немного». В это время съёмочная группа настраивает кадр у станка, в сцене вместе с Александром Робаком снимается мужчина и в возрасте «к шестидесяти»: с усами, в каске и робе, надетой поверх тельняшки.
С благоговением смотрит на актёра и режиссёра, обсуждающих детали сцены в сантиметрах от него, смущается вспышкам смартфонов – это всё снимают и снимают непонятно как прорвавшиеся прямо к кинокамерам работники завода. Второй режиссёр «Вечной зимы» Ольга вздыхает: «Ну пусть пока побалуются, а потом чтобы никого из посторонних здесь не было!» Кстати, второй режиссёр – основное действующее лицо и даже командир на площадке: пока главный режиссёр творит, именно он отвечает за всё, что происходит в кадре и за ним, раздавая поручения ассистентам, что и где подправить, если нужно. Голос Ольги громок, интонации требовательны, но очень корректны. В какой-то момент она подходит к Александру Робаку, что-то долго говорит ему, он, не сдержавшись, смеётся и заключает Ольгу в объятия. Наконец, она объявляет репетицию сцены, вторую, затем снимают начисто: «Камера! Мотор!» – Александр Робак идёт по цеху, поворачивает к станку, где стоит тот самый «с усами в тельняшке»... Ещё дубль – и: «Стоп! Снято!»
Александр Рэмович тут же уходит отдыхать в дальний угол павильона, где установлено несколько компьютеров, и расслабленно листает новостную ленту в своём смартфоне, а ассистенты группы тщательно оберегают его от желающих сделать фото или видео актёра. По соседству с Робаком за одним из мониторов молодой мужчина в наушниках просматривает кадры утренней съёмки – она проходила у Дворца Орджоникидзе. Шёпотом мне объясняет девушка из съёмочной группы: «Это режиссёр монтажа, пока идут новые съёмки, он работает со старыми, чтобы времени даром не терять». Снова восхищаюсь: по времени этот творческий процесс выверен математически точно.
Пока готовился этот материал, съёмочная группа уже отработала загородную «натуру» – её снимали на Банном, а также сцену дискотеки, площадкой для которой стал специально открытый для киношников ночной клуб «Джага-Джага». В Магнитогорске также снимут сцены в квартирах героев и в больнице, для чего группа приедет в помещения АНО «Центральная клиническая медико-санитарная часть». «ММ» обязательно расскажет вам о подробностях в следующих номерах.