ВО ЧТО превратились кладбища в большинстве регионов? Скопище изгородей, припертых вплотную, разнокалиберные памятники.
Нет того уютного простора, где можно посидеть, подумать, поразмышлять о вечном… О процедуре оформления места для усопшего вовсе говорить не хочется. Стыдно сказать: пресловутый дефицит и здесь. Нет, не соответствуют наши кладбища общечеловеческим нормам. Порой даже бежать хочется с этого места. А ведь это неправильно…
Как-то довелось в семидесятые годы побывать в Свердловске. Проезжали мимо необычного кладбища неподалеку от города. Захоронения прямо в сосновом бору среди деревьев. Чисто, строгие дорожки и просеки. Ни лесоповала, ни валежника. За порядком следит местное лесничество. Да и атмосфера своеобразного некрополя особая: приходят сюда не только помянуть близких, просто ходят в бору, ничто не нарушает тишины. Видимо, и душа очищается, как на исповеди.
Сегодня вроде бы все обуты-одеты, но у большинства нет самого главного – любви в душе. Не теряем ли мы крупинки народного опыта, людской доброты? Не забыли ли самое нужное для человека – милосердие, сострадание и терпение?
Семья, дом – то самое место, где человек черпает силы. Недаром говорят: дома и стены помогают. У специалистов есть такое понятие – «локмус». Это место, которое человек считает своим. Хорошо, если есть своя комната, свой уголок, постоянное место, где можно заняться любимым делом, отдохнуть, где вы окружены привычными предметами, один вид которых помогает обрести душевное равновесие. Особенно это важно для подростков, интересы которых существенно отличаются от интересов старших.
Отрочество – очень трудная пора. Дети не всегда рассказывают нам о своих проблемах. Но я уверен, если встретятся с дедушкой и бабушкой, портреты которых висят на стене, – сейчас это как-то немодно, то это может оказаться полезней всяческих нотаций.
Судьба каждого из нас переплетается с историей страны. Как бы мы ни меняли свое отношение к прошлому, оно всегда было значительно и интересно. И мы обязаны рассказывать детям и внукам о жизни предков, их радостях и бедах, поражениях и победах. В каждом доме, в каждой квартире должно быть нечто вроде семейного алтаря. Важная семейная реликвия – альбом с фотографиями нескольких поколений. И совсем хорошо, если есть видеокамера, если сняты и хранятся кассеты, запечатлевшие значительные семейные события. А еще – шкатулка с семейными наградами, документами, памятными знаками, грамотами. В дни семейных праздников их неплохо бы доставать: пусть дети и внуки поразглядывают, подержат в руках, порасспрашивают…
Как бы мы ни были озабочены или заняты, не имеем мы права пренебрегать обычаями предков, иначе не обрести нам душевного спокойствия. Именно к таким обычаям относится и посещение кладбища, где покоятся близкие. Ходим же мы сюда в родительский и другие дни, приводим в порядок могилы и надгробия. Совсем не обязательно приносить венки и букеты цветов, достаточно поставить в баночке свечу, зажечь этот памятный фонарик. Не сомневайтесь: ваш ребенок или внук навсегда унесет в сердце этот трогательный огонек…
К сожалению, нет ничего вечного. Приходится избавляться и от старых фотографий. Но не нужно выбрасывать их в мусор. Попросите прощения, подожгите их свечой, а пепел можно отнести на могилу. Моих родителей давно нет в живых, но любовь к матери и отцу я сохраню на всю оставшуюся жизнь. Что уходит с этой страшной вестью из нашей жизни? Исчезает та страховочная веревочка, за которую держался, когда начинал падать. И бесконечно жаль, что запоздалая любовь к родителям до конца измеряется только с их потерей. В ежедневной суете мы забываем, что обижаем больше всего тех, кого сильнее любим. Не успеваем добрых слов сказать, добрых дел сделать, сетуем на занятость, текучку, нервотрепку и сложность бытия.
Осознавая свою вину перед родителями, хотя бы и маленькую, я с каждым годом все больше понимаю и глубже чувствую, как порой не хватает мудрого и ясного совета, чуткой поддержки родителей. Убежден, что, идя на поводу у детей, культивируя вседозволенность, ничего кроме эгоизма мы не взрастим. В мозгу отца – стратегия, в сердце матери – тактика. В руках отца – стальное зубило, в руках матери – серебряный резец. Уважение к старшим, трудолюбие, честность и доброта передаются детям от нас. Мы для них – образец.