ПО ИТОГАМ ПРОШЛОГО ГОДА агропромышленный комплекс области укрепил лидирующие позиции в рамках всей России по росту производства продуктов питания.
Вопрос о продовольственной безопасности теряет былую остроту, но ему на смену идет другой – медицинский. Насколько с этой точки зрения производство и потребление продуктов питания соответствует нормам? Способно ли наше село обеспечить население области основными продуктами питания на уровне развитых стран? С этих вопросов началась наша беседа с министром сельского хозяйства и продовольствия области Иваном Феклиным.
– Уже сама по себе такая постановка вопроса говорит о многом, – рассказывает руководитель областного ведомства. – Раньше мы больше говорили о привесах, надоях, урожаях, но умалчивали о том, насколько полно село обеспечивало население продуктами питания. Так было всегда. Но сейчас ситуация начала меняться, и мы обязаны сравнивать производство продуктов с общепринятыми нормами. Пока реальных результатов добились по хлебу, овощам и картофелю.
В прошлом году на полях области собрано более двух миллионов тонн зерна. Его с избытком хватит и на собственное потребление, и на продажу за пределы региона. В 2007 году потребление хлеба и хлебобулочных изделий, в переводе на зерно, составило 560 тысяч тонн. Еще 315 тысяч тонн – запас семян. Остальное идет на фураж и в свободную продажу. Около миллиона тонн хлеба область ежегодно поставляет на российский рынок в виде муки, макарон, круп и других изделий. По данным статистики, самообеспеченность хлебом практически стопроцентная.
Последнее время коллективные хозяйства собирают около 90 тысяч тонн картофеля и 47 тысяч тонн овощей в год. Из этого урожая полностью снабжается социальная сфера области – больницы, школы, детские сады и другие социальные учреждения. Ежегодно сельхозпредприятия и фермеры вывозят за пределы области 15–20 тысяч тонн овощей и 30 тысяч тонн картофеля. Заметную долю вносят и личные хозяйства: в прошлом году население собрало 742 тысячи тонн картофеля и 200 тысяч тонн овощей. Самообеспеченность картофелем в области составляет 250 , овощами – 100 процентов. На полях особых проблем мы сейчас не испытываем, но не надо забывать о том, что производство зерна во многом определяет количество молока и мяса. А тут у нас еще много работы.
В прошлом году коллективные хозяйства получили 213 тысяч тонн молока – на 10 тысяч тонн больше, чем в 2006 году. Это составляет треть всего молочного производства, с учетом населения, фермерских и крестьянских хозяйств. Набирается более 600 тысяч тонн молока, а потребление составило более 650 тысяч тонн. Самообеспеченность выросла до 92 процентов. Однако медицинская норма в два раза выше нынешнего объема потребления. Аналогичная ситуация – по производству мяса. В прошлом году на рынок было поставлено около 200 тысяч тонн мяса, в том числе 105 тысяч тонн (рост 10 процентов) произведено в общественном секторе. В пересчете на каждого жителя области это немногим больше 50 килограммов. Это примерно 85 процентов от реального потребления, которое составило 220 тысяч тонн. А медицинская норма потребления мяса составляет 78 килограммов в год. Значит, необходимо и дальше наращивать производство молока и мяса, хотя продовольственную безопасность принято считать обеспеченной, если собственное производство составляет не менее 70 процентов от общего потребления продукции.
Дальнейшее производство продуктов питания мы связываем с инвестиционными проектами. В первую очередь, их обеспечивает областной бюджет. С 2001 года в области вырабатывают эффективные формы поддержки животноводства. Начинается техническое перевооружение хозяйств, разрабатывается схема областного лизинга: технику закупают за счет областного бюджета и передают в аренду сельхозтоваропроизводителям. За эти годы для села приобретено около девяти тысяч единиц различной техники и оборудования на сумму около трех миллиардов рублей. Для снижения себестоимости молочной продукции работает схема товарного кредитования хозяйств, по которой телят в раннем возрасте передают на откормочный комплекс мощностью 10 тысяч голов крупного рогатого скота. Комплекс восстановлен по инициативе областного правительства. Хозяйства за счет этого экономят корма, рабочую силу, высвобождают помещения, а область получает отличную продукцию для снабжения социальной сферы.
В 2001 году начали выделять субсидии на погашение части банковской ставки по краткосрочным кредитам. С 2000 года выделяют субсидии на приобретение племенного скота. За это время их размер вырос в восемь раз – с 12,5 до 50 рублей за килограмм живого веса. А национальный проект дал еще одну возможность – закупать скот по системе лизинга. И за два года хозяйства области закупили 3840 племенных животных, из которых 1920 – импортный молодняк.
Сейчас востребована такая форма поддержки, как субсидии на производство продукции. Если в 2006 году выплачено 226 миллионов рублей субсидий на производство молока и мяса, то в прошлом – уже 674 миллиона рублей. Размер субсидий напрямую зависит от эффективности работы предприятия: больше поголовье, выше надои – выше ставка субсидии.
Большая часть собственной мясомолочной продукции идет на обеспечение социальной сферы, остальное поглощает рынок. Единственная сфера, где используют импортное сырье, – это переработка. В отдельных предприятиях, где нет убойных цехов, доля привозного сырья доходит до 90 процентов. А покупательная способность населения невысока, и поэтому производственные мощности мясоперерабатывающих предприятий загружены далеко не полностью: по данным статистики, на крупных и средних предприятиях она составляет 75–78 процентов. Такая ситуация в мясопереработке говорит об угрозе развитию отечественного мясного скотоводства. Импортное мясо, особенно из Южной Америки, где климатические условия намного благоприятнее, при существующих таможенных тарифах дешевле российского, даже с учетом доставки. К тому же, оно поступает готовым к переработке, поэтому перерабатывающим предприятиям выгоднее и проще работать с зарубежным сырьем, даже при его невысоком качестве. Прямым следствием этого является вынужденное снижение отпускных цен на мясо российских производителей, они недополучают прибыль и лишаются возможности развиваться.
В Челябинской области есть заводы, полностью работающие на сырье местных сельхозпроизводителей. Это магнитогорское предприятие «АПК-Профит», челябинский «Ариант», другие заводы, имеющие собственные бойни, на которых сырье сортируют в соответствии с производственными нуждами и готовят к дальнейшей переработке. Фирма «Ариант» имеет замкнутый цикл: от производства мяса до продажи готовой продукции. Сегодня по такому пути идут и другие компании, в том числе и «Ситно». Чтобы урегулировать ситуацию, необходимо, с одной стороны, повысить таможенные пошлины на ввозимое мясное сырье, и таким образом обеспечить равные возможности для иностранных и российских животноводов, а с другой – развивать собственную переработку, пока на базе крупных сельскохозяйственных холдингов.
Когда наше село сможет вывести агропром на медицинские нормы потребления продуктов питания? На этот вопрос в конце декабря ответило Законодательное собрание области, утвердив программу развития агропромышленного комплекса на 2008–2012 годы. Есть основание полагать, что за это время мы выйдем на научно обоснованные нормы питания за счет собственного производства.