ЗДЕСЬ НИКТО не будет смеяться над ребенком в лечебном корсете или тыкать пальцем в больного церебральным параличом.
Разновозрастные дети дружат между собой, поддерживают друг друга, особенно в пред- и послеоперационный период. Доброте и открытости ребятишек способствует особая атмосфера их второго дома – школы-интерната № 2.
Под крышей пятиэтажного здания на улице Лесной, по площади сопоставимого с тремя стандартными школами, дружно живут, учатся и поправляют здоровье четыре сотни детей. Санаторная школа-интернат № 2 – специализированное и уникальное учреждение. Программа обучения, как в обычной одиннадцатилетке. А после уроков у ребят многочасовые лечебные процедуры – непрерывный процесс борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Раньше таких школ-интернатов по России было много, сейчас осталось чуть больше десятка. Хотя, по статистике, такие заболевания занимают одно из первых мест и в нашем городе, и по всей стране. У тридцати процентов юных магнитогорцев врачи определяют сколиоз, а нарушение осанки и плоскостопие наблюдается практически у каждого ребенка. Поэтому вакантные места в интернате – большая редкость.
В том, что школа необычная, можно убедиться, заглянув в первый попавшийся класс. У большинства учеников особый ортопедический режим обучения: ребята занимаются лежа на кушетках. И в классе у них две доски, расположенные на противоположенных стенах, чтобы можно было работать попеременно – в положениях лежа на спине и на животе. Только представьте, сколько школяров мечтают о таком «лежачем» способе обучения. Полеживаешь себе и русский язык изучаешь… А здешним ученикам такой режим прописал врач: уж очень большие нагрузки на позвоночник во время учебы.
Борьба с недугом ребятам дается нелегко. У них очень насыщенный день: после стандартного набора общеобразовательных дисциплин у одних – физиопроцедуры, у других – уроки лечебной физкультуры, у третьих – плавание или массаж на протяжении пяти учебных дней. Всю неделю ребята проживают в своем втором доме и лишь на выходные отправляются к родителям.
Персонал учебного заведения старается сделать проживание, обучение и лечение детей максимально комфортным. Для пятиразового питания: двух завтраков, обеда, полдника и ужина – здешняя столовая может принять одновременно четыреста учащихся. Например, на второй завтрак, помимо всего прочего, подавали омлет, картофельную котлету, зеленый горошек. На ужин повара приготовят… ой, много всего. Среди длинного списка вечернего меню глазами выхватила сытный гуляш: в рационе всегда присутствуют мясные блюда.
На отдельных этажах – спальни. В них, как водится, шифоньеры, тумбочки. Правда, кровати особенные – ортопедические. Поверх деревянного настила – матрас, и никаких подушек. Недавно на втором и третьем этажах установили ультрасовременные душевые кабины.
Атмосфера в школе семейная. Ребята много времени проводят вместе: в различных кружках, спортивных секциях, досуговом центре. Сообща смотрят телевизор, читают. Некоторые любят посидеть и поразмышлять в зимнем саду около фонтана, а кто-то предпочитает дискотеки. И нельзя сказать, что ученики школы-интерната отдают предпочтение чему-то одному: либо учебе, либо лечению. Для ребят все равноценно.
– Наши дети – большие трудяги, – характеризует своих воспитанников директор школы-интерната, кандидат педагогических наук Ирина Шакина. – У них большая умственная и физическая нагрузка, но они успешно справляются с ней.
– По результатам единого государственного экзамена практически все выпускники одиннадцатых классов поступают в вузы, – подключается к разговору заместитель директора по учебной работе Людмила Постникова. – А по окончании девятого класса шестьдесят процентов учеников продолжают обучение в 10 и 11 классах, другие поступают в различные колледжи, единицы – в профессиональные технические училища.
Ребята участвуют и занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах городского и областного уровня. Как они говорят: мы побеждаем лежа! В образовательном процессе им во многом помогает библиотека с богатым книжным фондом, для школьников – настоящий информационный центр. Компьютеры, сканеры, принтеры – большое подспорье ученикам в написании рефератов, исследовательских работ. Гордость школы – выпускница, золотая медалистка Элина Торчинская, поступившая в Московский физико-технический институт. Учителя привили ей не только интерес к математике и программированию, но и любовь к литературному творчеству. Таких разносторонних, талантливых и преуспевающих учеников в школе-интернате № 2 много. Некоторые являются стипендиатами программы ММК «Одаренные дети Магнитки».
– Педагогический коллектив старается построить учебный процесс, не делая скидки на нарушения здоровья детей, – продолжает Людмила Постникова. – Мы должны дать ребятам основательные знания, не уступающие, а в некоторых случаях даже превышающие уровень обычных образовательных школ.
Поскольку это учебное заведение с медицинским уклоном, не могла не заглянуть в лечебный корпус. Хозяйка здесь – заместитель директора по лечебной работе, врач травматолог-ортопед Лариса Гончар.
Школа-интернат № 2 единственная в Челябинской области имеет лицензию на медицинскую деятельность. Замечу, штатных специалистов-медиков нет ни в одной другой школе города. Здесь же врачи проводят длительное лечение опорно-двигательного аппарата: позвоночника, стоп, суставов. В школе действует консультативный центр по выявлению и раннему диагностированию заболеваний: своевременно начатое лечение способствует тому, что во взрослую жизнь ребенок вступает практически здоровым.
– Именно по итогам консультативного приема мы набираем детей в нашу школу, – объясняет Лариса Гончар. – Кроме того, у нас есть городская база данных. Мы поддерживаем связь со всеми детскими поликлиниками, напрямую сотрудничаем с центром детской хирургии «Айболит» третьей детской больницы. Присутствуем на приеме у ортопедов и травматологов, посещаем профосмотры в школах и поликлиниках. В ряде случаев бывает, что вылечившегося ребенка врачи могут выписать в обычную школу даже в течение учебного года. И как только появляется вакантное место, сразу приглашаем нуждающегося в специальном лечении ребенка. В этом году из-за отсутствия мест в школе-интернате мы не смогли взять в первый класс сорок восемь детей.
Каждому ребенку ортопед и педиатр назначают индивидуальные занятия и комплекс процедур. В школе восемь залов лечебной физкультуры, физиопроцедурные и массажные кабинеты, оснащенные современным оборудованием. Например, в физиокабинете в специальном кресле можно получить порцию волнового массажа. В медицинском штате учебного учреждения еще врач травматолог-ортопед, врач лечебной физкультуры и спортивной медицины, педиатр, физиотерапевт. Поэтому люди в белых халатах имеют возможность уделять внимание и сопутствующим заболеваниям неврологического и нефрологического характера.
– Ежегодный анализ результатов свидетельствует о положительной динамике у большинства детей, – рассказывает Лариса Гончар. – Основное в лечении сколиоза – создание мышечного корсета, который формируется в результате физических упражнений. Поэтому, в отличие от обычных школ, у нас никого не освобождают от занятий физкультурой. Объем и интенсивность физических нагрузок прописывает врач в соответствии с особенностями заболевания ребенка.
Трудно представить, скольким детям помогли в этом добром доме за годы его существования. В декабре школа-интернат № 2 отметит пятидесятилетие. Накануне юбилея отремонтировали фасад здания, заменили электропроводку, приобрели новую мебель, оснастили лечебный корпус. Словом, все сделали так, чтобы дети чувствовали себя как дома.