В МАГНИТКЕ уже несколько лет нет проблем с транспортом.
Подсуетились вездесущие частники: такси и маршрутки заполонили весь город. Однако есть в этом и обратная сторона медали. Желтые «ГАЗельки» давно стали притчей во языцех, а легковушки с «липовыми» шашечками нагло оккупировали стоянки общественного транспорта, в час пик навязчивый сервис с трудом объедешь. На вокзале частным извозчикам и вовсе раздолье – самое прибыльное место в городе.
На первый взгляд, ничего плохого в этом нет – конкуренция на руку потребителям, то бишь пассажирам. Цены, по логике, должны быть в разумных пределах. Однако стоимость транспортных услуг логике не подчиняется. Ночью, когда на вокзале ни одной маршрутки не сыщешь, частники заламывают запредельные цены. Ночевать в жестких вокзальных креслах в планы пассажира не входит, и человек бредет к спасительным «шашечкам». Цена по городу иногда равняется билету до Челябинска. Побегав от одного таксиста к другому и убедившись в твердости тарифа, обреченный пассажир соглашается на услугу. Держать высокий ценовой порог помогает, мягко говоря, корпоративная солидарность. Если оперировать юридическими понятиями, налицо сговор, если бы речь шла о юридических, а не о физических лицах.
Как-то мой знакомый, который давно работает таксистом, поделился секретами профессии. По его словам, на вокзале «таксует» определенный круг лиц, и «чужого» там не потерпят. Непрошенных гостей-конкурентов гонят всеми подручными средствами, вплоть до монтировки.
Решила я проверить, так ли опасно новичку стать «вокзальным» таксистом. В воскресный день на машине моей приятельницы Натальи, любезно согласившейся участвовать в эксперименте, остановились мы недалеко от автобусных платформ. Подружка приладила на крыше желтые шашечки, и мы принялись ждать первых клиентов. Минут через пятнадцать белая «девятка» заблокировала нас сзади. В этот же момент перед нами вырос мужичок лет сорока. Решительно открыв дверцу, он поначалу оторопел: видно, не ожидал встретить извозчика слабого пола. Поразмышляв несколько секунд, махнул рукой, предлагая непривычному конкуренту выйти из салона.
Из машины мы вышли вдвоем. Незнакомец, почесав голову, нерешительно промолвил: «Ну вы…это…в общем, идите отсюда. Здесь чужим стоять нельзя. Это наша территория». Взгляды окруживших нас таксисов ничего доброго не предвещали. Чувствуя поддержку собратьев, мужик уже с металлом в голосе повторил: «Идите отсюда!»
Эксперимент завершился до обидного быстро. Однако выводы на основе одного неудавшегося выезда в свет делать непрофессионально. На следующий день я не стала подвергать риску автомобиль подружки, прикатила на вокзал одна и направилась к автобусным кассам.
В любой день здесь толкутся несколько человек, пристают к потенциальным пассажирам и скороговоркой перечисляют маршруты: Сибай, Уфа, Челябинск или докучают допросами: «Куда ехать?» Если поддались на уговоры, ваши вещи вмиг утащат и закроют в багажнике автомобиля. А зазывала со спокойной душой отправится искать попутчиков. И тут уже он хозяин положения. Неизвестно, когда таковые отыщутся. Меж тем, рейсовый автобус, на котором вы не захотели трястись, давно уедет.
Стоимость услуги, конечно, индивидуальная, в зависимости от расстояния. По сравнению с оплатой междугородних автобусов, выше в несколько раз. Например, 14 июля до Екатеринбурга частный извозчик заломил семь тысяч рублей, тогда как автобусный билет стоит 900. Остальные водители стойко держали корпоративный тариф, не уступая ни рубля.
На этот раз я решила проверить, потерпят ли конкурента среди зазывал. Подходила к людям, которые стояли в очереди к кассам, и предлагала услуги частного извозчика. Маршрут выбрала самый популярный – Челябинск, цену назначила безумную, чтобы совершенно отбить клиентов. Вокзальное сообщество таксистов терпело меня недолго. Минут через десять ко мне подошел, надо полагать, водитель и предложил уйти. На правах хозяина он растолковал мне, что некий Александр уже давно работает на маршруте Магнитогорск–Челябинск, и конкуренты ему не нужны. Если уж мне так необходимо заработать, то надо уступить место «законному» извозчику: подождать, пока Александр заполнит свой салон пассажирами. Однако и это не приветствуется, поскольку приедет «вечерняя» смена таксистов. «Так что, ловить здесь нечего», – зловеще улыбнулся конкурент, давая понять, что разговор закончен.
Позже в разговоре все с тем же знакомым таксистом, выяснила, что лицензию «на извоз» имеют лишь немногие из вокзальных таксистов. Большинство из них – обычные автолюбители. На вопрос, не возникает ли проблем с правоохранителями, мой собеседник лишь рассмеялся.
Компетентные источники в администрации вокзала сообщили, что проблема «частников» – одна из наболевших. Однако администрация не вправе гнать их с площади. Решить вопрос пытаются с помощью наглядной агитации: в залах вывесили плакаты, предупреждающие пассажиров об опасности использования услуг частных перевозчиков. Кроме того, заключили договор с ГИБДД, но желаемого эффекта и эта мера не принесла.
По закону каждый смертный имеет право заниматься пассажироперевозками, но сначала необходимо получить лицензию. Лицензирующая организация находится в Челябинске. Если частник все же зарабатывает на хлеб, не имея лицензии, это уже нарушение закона. В УК РФ на этот счет даже специальная 171 статья имеется: «Незаконное предпринимательство». Но это уже в компетенции правоохранительных органов.
Начальник ГИБДД Ленинского района Алексей Бурлюков, комментируя ситуацию, подчеркнул, что решение проблемы с частными извозчиками – в их компетенции. Однако наказать нелегальных таксистов практически невозможно. При проверке документов на вокзале остаются лишь законопослушные, остальные вмиг исчезают. Даже если сотрудники ГИБДД задерживают частника, то, как правило, и водитель, и его пассажиры в один голос кричат, что они добрые знакомые и никакими финансовыми обязательствами не связаны.
К слову сказать, незаконные таксисты – проблема, характерная не только для вокзала, но и для всего города. Не берусь утверждать, что все авто с желтыми шашечками работают нелегально, но то, что таковых большинство, – несомненно. Кому от этого плохо? Нам – пассажирам, и государству. Нелегальное сообщество частных извозчиков держит высокие тарифы, в чем я лично убедилась, не терпит конкурентов, безжалостно изгоняя чужаков. Строго блюдя неписаные законы своего сообщества, оно, тем не менее, не утруждает себя исполнением установленных государством правил.
Ситуация эта из пословицы про семь нянек. Далеко не одна организация обязана регламентировать деятельность нелегальных таксистов, выявлять и наказывать нарушителей. Однако сообщество извозчиков чувствует себя до того вольготно, что позволяет себе контролировать самые прибыльные места в городе.