ЮРИСТЫ объединения защиты прав потребителей готовят сразу несколько исков в суд от потребителей, чьи шубы, дубленки и плащи пострадали от химической чистки.
К сожалению, не все предприятия, работающие с чисткой одежды, готовы ответить на претензию клиента и решить вопрос мирным способом, даже если их вина подтверждена документально. Например, клиент «Еврочистки» Сергей Степанович, сдавая кожаный плащ своей жены и не будучи уверенным в качестве покраски изделия, решил заказать пробную чистку, о чем взял с приемщика расписку. Но забывчивые, видимо, сотрудники «Еврочистки» постарались на славу: провели полную чистку плаща. В результате потребитель получил плащ, абсолютно потерявший товарный вид: краска облезла, кожа обвисла. По словам Сергея Степановича, в соответствии со статьями 29 и 35 закона РФ «О защите прав потребителей» он потребовал расторгнуть договор по чистке и возместить стоимость плаща в шесть тысяч рублей. Требование, кстати, весьма скромное, поскольку по закону покупатель имеет право на возврат двукратной стоимости вещи и оплаты суммы за чистку – в данном случае порядка пятнадцати тысяч рублей.
Первоначально, рассказывает потребитель, владелица химчистки устно признала вину персонала и обещала рассмотреть жалобу о компенсации заявленного ущерба. Но потом, видно, передумала. Через несколько дней потребителю поступило предложение перекрасить плащ с розового в бордовый цвет за счет химчистки, а в компенсации ему просто отказали. Этот вариант потребителя не устроил. После его одиннадцатого визита в химчистку навязчивому потребителю отказали и в ремонте, и в компенсации ущерба. Игнорирует руководитель химчистки и настойчивые призывы к диалогу специалистов объединения защиты прав потребителей. Сейчас юристы ОЗПП помогают Сергею Степановичу составить исковое заявление в суд и собрать доказательную базу.
Сложнее ситуация у другого обманутого потребителя – Ольги Анатольевны, тоже обратившейся за помощью к специалистам ОЗПП. Женщина сдала в «Акватекс» на покраску дубленку из натуральной кожи. Получив изделие обратно, хозяйка свою вещь не узнала: часть меха на воротнике исчезла, дубленка стала морщинистой и дубовой, а главное – на несколько размеров меньше. В претензии к руководству химчистки Ольга Анатольевна объясняет, что при приеме изделия в химчистку ее попросили расписаться в пустом бланке. Эту необходимость приемщица объяснила тем, что дубленку будет осматривать технолог, который определит, в какой цвет ее можно окрасить. Об окончательном цвете дубленки сотрудники «Акватекса» обещали сообщить через три дня. В указанный день муж Ольги Анатольевны пришел в химчистку, но вместо заключения технолога получил лишь готовую квитанцию. Через две недели ему обещали выдать готовый продукт.
«Продукт» хозяйку дубленки поверг в ужас. С помощью юристов объединения защиты прав потребителей она направила в «Акватекс» претензию и получила следующий ответ: «Ваша вещь была отправлена приемщиком приемного пункта на консультацию по поводу чистки и окраса к технологу по кожаному ассортименту. Дубленка была тщательно осмотрена, и дано заключение о последствиях окраса в условиях нашей чистки. Вы с данным документом были ознакомлены и согласны, на основании чего приемщиком была составлена квитанция, в которой были указаны дефекты, полученные при носке изделия: сильная степень загрязнения, задир лицевого слоя, деформация, поредение меха, а также последствия окраса дубленки: деформация, свал меха. Обо всех остальных негативных условиях окраса вы были предупреждены устно. В ответ на вашу претензию по поводу усадки дубленки технологом была проведена работа по устранению данного недостатка без ущерба для качества изделия. Результаты вас не удовлетворили, от повторной процедуры устранения усадки вы отказались. Дубленка доведена до первоначальных размеров, пленка нанесена желаемого оттенка, изделие пригодно к эксплуатации. В возмещении стоимости изделия наше предприятие вынуждено вам отказать».
Степень вины «Акватекса» и неосторожности потребителя определит суд.
– Наиболее часты претензии при оказании услуг химчистки, связанные с повреждением принятой от потребителя вещи или ее утратой. Для защиты в подобной ситуации нужно знать несколько простых правил, – комментирует специалист по жалобам объединения защиты прав потребителей Ирина Чикина. – Отношения между потребителем и химчисткой регулируют Гражданский кодекс РФ (Правила о договоре бытового порядка), закон РФ «О защите прав потребителей», Правила бытового обслуживания населения в РФ. При сдаче вещи в химчистку нужно проследить за оформлением приемной квитанции. Как правило, этот документ содержит и особые условия договора с химчисткой. Она обязательно оформляется в двух экземплярах. Квитанция должна содержать персональные данные клиента, информацию о юридическом адресе предприятия, виде и стоимости услуги, наименование изделия, его цвет, состав, комплектность, фурнитуру, имеющиеся дефекты, дату приема и срок исполнения заказа. Потребитель должен внимательно изучить содержание квитанции. Если приемщица указала в ней, что краситель на дубленке нестойкий и вещь после химчистки может полинять, то клиент сдает ее на свой страх и риск. Согласно закону исполнитель освобождается от ответственности за поврежденные вещи, если потребителя предупредили о ее особых свойствах, влекущих повреждение. Бывает, потребителю лениво вчитываться в неразборчивый почерк приемщицы, а после обнаружения дефектов выясняется, что он заранее с ними согласился. Иногда при повреждении вещи химчистка ссылается на то, что ее «особые свойства» были скрытыми, и приемщица не смогла их обнаружить. Действительно, в этом случае закон «О защите прав потребителей» освобождает исполнителя от ответственности. Но в этой ситуации потребитель должен вспомнить, как шла приемка вещи: проведена ли проба на стойкость красителя, осмотрена ли вещь полностью. Только после всех предписанных проверочных мероприятий приемка может считаться надлежащей.
И еще важный момент: если потребитель обнаружил порчу вещи в химчистке, забирать ее следует лишь после составления двухстороннего акта с указанием всех повреждений. Отказ от подобного акта со стороны исполнителя является нарушением правил бытового обслуживания населения. В этом случае вещь лучше не забирать, а направить в химчистку претензию с указанием дефектов, вручив ее под расписку либо отправив по почте заказным письмом.
В любом случае, не стоит отчаиваться. Советуем смело доказывать свою правоту, при необходимости – отстаивать права в суде. Нормативная база позволяет это. Главное, собрать доказательства.