Перед старшеклассниками школы № 59 имени И. Х. Ромазана выступил с литературным эссе «Зачем и как читать Достоевского?» доктор филологических наук профессор Александр Власкин, специалист в области русской классической литературы, русской религиозной культуры, творчества Ф. М. Достоевского, член Международного общества Ф. М. Достоевского.
Александр Петрович обратил внимание школьников на эмоциональное прочтение романа, особое внимание уделил раскрытию смысла заглавия не только романа «Преступление и наказание», но и других произведений писателя.
«Уже в сами названия собственных романов автор закладывал принципиально важное, концептуальное, некие «метасмыслы», обращённые в том числе к читателям будущего. Заглавие «Преступление и наказание» заставляет задуматься о заветах и душевных наказах, которые преступают герои, понять, ради чего и с каким итогом они это делают».
На вопрос, читать или смотреть экранизации произведений классика, профессор ответил словами Ф. М. Достоевского – тогда, в XIX столетии, предлагали инсценировать его произведения, и писатель был категорически против...
Час с профессором пролетел быстрее школьного урока, а десятиклассники теперь, вероятно, по-другому отнесутся к чтению «программного» произведения. Попробуют «пополнить эмоциональный опыт через прочтение Достоевского».
«Ради этого и существует настоящая художественная литература», – заключил своё эмоциональное выступление профессор Власкин, посвятивший чтению и изучению творчества самого популярного в мире писателя не одно десятилетие.
Сопровождавшая ребят учитель литературы Наталья Янова выразила огромную благодарность за потрясающую лекцию: «Несмотря на то, что в школьной программе десятого класса творчество Достоевского проходят чуть позже, дети ушли в полном восторге! Те, кто ещё не прочитал «Преступление и наказание», загорелись срочно прочитать. Те, кто прочёл летом, сказали, что будут теперь перечитывать под другим углом зрения».
Наталья Орлова