Достижение далеко не первое, более того, практически привычное, учитывая, что с самого начала создатель и директор «Бритиш клаба» Ирина Ремхе, изучив передовой мировой опыт педагогики дополнительного образования и лингвистической науки, подошла к своему детищу со всем тщанием, начиная с официальной формы деятельности – «образовательное учреждение» – с выполнением абсолютно всех требований контролирующих органов – и заканчивая содержательным наполнением.
Только передовые программы изучения, взятые за основу у ведущих издательств Великобритании и США, в частности, Кембриджского, Оксфордского университетов, вхождение в международные научные и исследовательские детско-молодёжные ассоциации – в том числе детского ЮНЕСКО и международной ассоциации юных исследователей.
В рамках этих ассоциаций воспитанники «Бритиш клаба» и сами ездили за границу для участия в научных форумах, и дважды принимали у себя гостей из Индии, Германии, Норвегии, Великобритании, Венгрии и других стран. Как вы понимаете, здесь же основополагающим становится другой не менее важный принцип обучения в «Бритиш клабе»: максимально полное погружение учеников в изучаемый язык – это и общение с носителями языка, будь то иностранные педагоги «Бритиш клаба», волонтёры на выездных сменах в загородных детских оздоровительно-образовательных центрах города и комбината, проживание за границей в иностранных семьях и многое другое. Наконец, третий принцип преподавания школы – развитие так называемого множественного интеллекта, когда дети учат язык не только по учебникам, а развиваясь и пополняя знания по самым разным актуальным темам, будь то устойчивое развитие экономики, экологии или охрана окружающей среды и энергосбережение, – но на иностранных языках. Здесь у педагогов, конечно, возникает дополнительная сложность: нужно постоянно быть на одной волне с подрастающим поколением, чутко отслеживая интересы и соответствуя степени «русскоязычного» познания в них. Ведь понять, изучить новую тему, да ещё на том же английском или китайском, ребёнок будет рад только в случае, если эта область действительно вызывает его интерес.
К примеру, не оставил «Бритиш клаб» даже самый современный тренд: изучение английского языка посредством игр – как традиционных настольных, так и современных онлайн-компьютерных. Во имя соблюдения грамотного баланса между заинтересованностью и болезненной привязанностью детей к геймификации, преподаватели «Бритиш клаба» – не поверите! – тщательно изучали этот тренд и даже сами в буквальном смысле играли в эти самые игры. И – да, тут же приступив к созданию программы с включением только что изученного и оформленного в чёткие образовательные рамки тренда.
– Почему игра – это так актуально и эффективно? – объясняет Ирина Ремхе. – Когда ребёнок погружён в неё, в мозге задействуются различные когнитивные механизмы, отвечающие за развитие речи, памяти и эмоциональный интеллект. По сути, это то, что сложнее всего вырабатывается в формате официального классно-урочного образования. Для изучения иностранного языка всегда были нужны интерактивные формы, работа в парах, группах. Игра – это, пожалуй, лучшая мотивация к изучению языка. Она не только пробуждает интерес к запоминанию слов и грамматических конструкций, но также может стать увлекательным хобби, которое будет приносить пользу для интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. И мы решили использовать геймификацию во время загородных каникулярных смен.
Последние несколько лет для «Бритиш клаба», как, собственно, для всех образовательных учреждений страны, выдались трудными. Два года пандемии и ограничений на поездки и встречи, в том числе в научном формате. В этом направлении, кстати, «Бритиш клаб» продемонстрировал лидерские позиции по динамичному выстраиванию дистанционной системы обучения и сделал это настолько грамотно, что даже после восстановления очного обучения сохранил возможность ситуационного онлайн-присутствия на занятиях ученика, к примеру, заболевшего или уехавшего на олимпиаду, соревнования и прочие мероприятия в других сферах развития.
Увы, затронули «Бритиш клаб» и санкционные ограничения в адрес России в связи с началом СВО – прежде всего, это касается вынужденного «выпадения» из некоторых европейских образовательных систем. Но и на эти вызовы Ирина Ремхе и её команда нашла достойный выход, перестроив свои онлайн-программы на российские глобальные носители, при этом продолжая применять материалы зарубежных издательств, которые доступны в России, не потеряв высокую качественную составляющую обучения. Переориентация российской экономики с Запада на Восток также активизировала углубление изучения «Бритиш клабом» китайского языка. Сегодня число разновозрастных групп, изучающих речь Поднебесной, в «Бритиш клабе» активно увеличивается, и ученики имеют вполне конкретные перспективы, окончив здешний курс, продолжить образование на основе китайского языка как в ведущих вузах России, так и Китая.
С этого года «Бритиш клаб» входит в реестр организаций, работающих в рамках выполнения социального заказа, что подтверждает открытость, соответствие всем нормам и социальную направленность учреждения.
Теперь родитель, получивший социальный сертификат, сможет использовать его для оплаты обучения в «Бритиш клабе». С сентября этого года право на социальный сертификат получит каждый родитель обучающегося от пяти до 17 лет для занятий в организациях дополнительного образования – как государственных, так и частных.
Расширяется поле деятельности школы Ирины Ремхе и в области научного, в том числе олимпиадного, развития юных магнитогорцев: в очередной раз «Бритиш клаб» стал площадкой для проведения очного этапа регионального конкурса школьников Челябинского университетского образовательного округа. Его участники, получившие высокие баллы на заочном этапе, прошли устное собеседование на базе «Бритиш клаба», по результатам которого им был присвоен статус победителя или призёра олимпиады, что даёт дополнительные привилегии для поступления в ведущие вузы страны. Разумеется, олимпиадное движение школа дополнительного образования «Бритиш клаб» будет продолжать и наращивать – так, в ближайшей перспективе предложат программу по подготовке школьников к ведущим языковым олимпиадам России, участие в которых позволит расширить возможности для поступления в университеты страны.
Одним из самых любимых отрезков пребывания в системе «Бритиш клаба» для его учеников являются каникулярные смены в загородных детских центрах: «обкатка» программ, совмещающих науку, образование и отдых, много лет назад состоялась в лагере «Абзаково», затем в рамках Детского оздоровительно-образовательного комплекса ПАО «ММК» программы получили подтверждение на уровне российского Минобрнауки в сфере дополнительного образования.
– Это были замечательные проекты: сначала на уровне специализированного отряда «Бритиш клаба», затем – желающих к ним присоединиться отдыхающих в лагере ребят, а потом и всей смены «Уральских зорь», – вспоминает ведущий специалист по научно-методической работе ДООК ПАО «ММК» Оксана Савельева. – Никогда не видела, чтобы дети, приехавшие отдохнуть от учёбы, с таким интересом и азартом погружались в изучение иностранного языка. Волонтёры со всего мира, с которыми можно было говорить только по-английски, интересные тематические площадки, форма преподавания – игры, популярные песни и при этом составление и защита полноценных научных проектов – всё выстраивалось на высшем педагогическом, организаторском уровне, с трепетным отношением к тому, что ребёнок приехал всё-таки расслабиться. За смену ребята становились настоящей семьёй – в фирменных футболках, увлечённые общей идеей, подружившиеся и друг с другом, и с иностранными волонтёрами-вожатыми... Это было незабываемо и для детей, и для нас, и для родителей, которые отслеживали отдых и занятия практически онлайн в ежедневных отчётах «Бритиш клаба» в социальных сетях.
Этим летом площадкой для смен «бритишклабовцев» снова стал центр «Абзаково» МБУ «Отдых», и, по словам Ирины Ремхе, атмосфера стала по-настоящему тёплой и даже семейной, такого единения и эмпатии смогли достичь дети и их наставники. А это – результат ещё одного направления Британского клуба – реализация программы по развитию эмоционального интеллекта: когда изучение английского языка происходит через театральные занятия, ведёт которые Марина Рахманина – победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере работников образования «Сердце отдаю детям». Для чего нужно развивать эмоциональный интеллект, спросите вы? Хотя бы для того, что он – важнейший фактор жизненного успеха, так как развивает коммуникативные навыки и лидерские качества, без которых невозможно развитие карьеры в любой отрасли. Теперь добавьте, что и это развитие проходит на английском языке.
Безусловно, основной целью школы иностранных языков является обучение подрастающего поколения, но работает команда Ирины Ремхе и с взрослым контингентом.
Уже несколько лет «Бритиш клаб» сотрудничает с Магнитогорским металлургическим комбинатом.
Руководство ММК, оценив уровень преподавания, обратилось к Ирине Николаевне с предложением организовать дополнительную площадку по обучению и дальнейшей аттестации своих работников. Ведь по современным стандартам предприятия, оснащённого европейским технологическим оборудованием, его работники должны обладать знанием английского языка не ниже уровня A2. «Бритиш клаб» подошёл к задаче не формально, идя навстречу потребностям взрослых учеников: так, в этом году был подключён онлайн-ресурс для более качественной практики – как при подготовке работников Группы ПАО «ММК» к итоговому экзамену, так и с целью внедрения более гибкой системы обучения для работников предприятия с высокой степенью занятостью. А индивидуальный подход – это всегда гарантия качественной работы и результатов.
Каждый раз при разговоре о «Бритиш клабе» Ирина Ремхе отмечает ценность своего коллектива, искреннее уважение к каждому сотруднику, подчеркивая, что любое достижение является результатом командной работы. При этом для создания достойных условий труда и качественной подготовки учащихся самому руководителю приходится трудиться вдвойне. Возглавляя «Бритиш клаб», Ирина Ремхе является также преподавателем Челябинского государственного университета, под крылом которого многие годы занимается научной деятельностью. В частности, не так давно Ирина Николаевна защитила докторскую диссертацию, получила звание доцента и стала куратором собственной научной школы, созданной на базе ЧелГУ. Причём тема работы Ирины Николаевны, опять же, связана с когнитивной составляющей языковой деятельности, с особенностями мышления и восприятия языка, что находит применение в том числе и в методике преподавания, чтобы в очередной раз вывести своё учреждение дополнительного образования, далеко не единожды доказавшее свои лидерские профессиональные позиции, на ещё более продвинутый профессиональный уровень – при этом максимально комфортный для постижения и детьми, и взрослыми.