На участие в конкурсах было подано 60 заявок в пяти номинациях: «Педагог дошкольного образования», «Педагогический дебют», «Учитель школы», «Учитель-дефектолог» и «Классный руководитель». Конкурсантам предстояло провести открытые уроки и беседы с детьми, по итогам которых выбрано пять финалистов в каждой номинации. Заключительный этап проходил в январе на базе многопрофильного лицея № 1 – учителя выступили с презентациями и приняли участие в круглых столах и дискуссиях со специалистами. Тогда же и были определены победители, но результаты традиционно держали в секрете до церемонии награждения.
Директор школы № 28 Евгений Комарницкий был в составе «малого» жюри – оценивал работу педагогов на предварительном этапе.
– В номинации «Учитель школы» в основном принимали участие учителя иностранного языка, истории и обществознания, – рассказал Евгений Николаевич. – Конкурсы интересные, и всегда смотрится хорошо тот, кто умеет себя преподнести, найти общий язык с детьми и завоевать их доверие. Харизма, жизненная энергия, новизна, изюминка, IT-компетентность и высокий педагогический потенциал, любовь к своей профессии – вот те качества, которые присущи финалистам. Любой профессиональный конкурс – это рост, это работа над собой. Растёшь в методическом, духовном, эмоциональном плане. Сам себя прокачиваешь, если говорить современным языком. И потом делишься этим опытом с коллективом.
Заместитель начальника управления Ольга Бирюк уточнила, что городской конкурс профессионального мастерства среди педагогов образовательных учреждений «Учитель года» в Магнитогорске проходит с 1997 года. Сейчас он вырос до двух конкурсов. Номинации «Педагог дошкольного образования» и «Учитель школы» являются постоянными. «Педагогический дебют», «Педагог-дефектолог» и «Классный руководитель» проходят раз в два года, чередуясь с другими номинациями.
Праздник начался с торжественного представления конкурсантов – им вручали цветы и памятные подарки от главы города. Финалистов поощрил почётными грамотами горком профсоюза работников образования и городского Собрания депутатов, победители награждены денежными премиями в размере ста тысяч рублей и переходящими кубками в виде крыла пеликана.
Поздравляя участников, глава города Сергей Бердников отметил:
– С вами встречаемся немногим реже, чем с администрацией города. Вы так молоды, так красивы – приятно смотреть. И при этом носите гордое имя – Учитель. Здорово, что вы пошли в эту профессию, участвуете в конкурсах. Вы все заслужили слова глубокой благодарности. Победители пойдут дальше, и это прекрасно, когда есть тяга к лидерству, победе. И детям нужно прививать идею, что они должны быть лучшими, тогда они добьются многого в своей жизни, станут достойными гражданами страны, представляющими наш город и вас – своих учителей.
Спикер МГСД Александр Морозов напомнил педагогам о выдающихся достижениях системы советского образования, одним из создателей которой была Надежда Константиновна Крупская – в феврале 2024 года исполнилось 155 лет со дня её рождения. Она стояла у истоков формирования пионерской организации и общества «Знание», и в широком смысле все дети великой страны были её детьми. Конечно, поздравили учителей и с приближающимся Международным женским днём.
По итогам конкурса в номинации «Педагог дошкольного образования» победителем стала музыкальный руководитель детского сада № 160 Марина Григорьева. В номинации «Педагогический дебют» – учитель истории и обществознания школы № 7 Кирилл Чирков. В номинации «Учитель школы» – учитель английского языка школы № 60 Ольга Баскакова. В номинации «Учитель-дефектолог» – учитель-логопед детского сада № 98 Ирина Захарова. В номинации «Классный руководитель» – учитель русского языка и литературы МГМЛ Светлана Павлова. Победители будут представлять Магнитогорск на областном этапе конкурсов весной этого года.
Победитель в номинации «Учитель школы» Ольга Баскакова – яркий пример того, как в профессии учителя человек нашёл своё призвание. За плечами – два высших образования, педагогическое – факультет лингвистики и перевода, и юридическое. Работа в университете, десять лет на серьёзной должности в коммерческой фирме. Трудится в школе уже пять лет. Себя называет «многодетной» мамой – у неё два классных руководства и 56 подопечных.
– Конкурс – большая школа профессионального мастерства, – объяснила победительница. – Получила новые знания и практический опыт, смогла посмотреть на себя со стороны, оценить свои плюсы и минусы и перестроить уроки – сейчас они стали более живыми, динамичными, содержательными. Конкурс даёт многое, советую всем не бояться, идти и пробовать свои силы. В школу пришла по зову сердца и души, уже не хочу отсюда уходить, поняла, что это моё призвание. Очень нравится эта работа. Для меня иностранный язык – это не слова, не грамматика, это культура и традиции другого народа, изучать которые очень интересно. Стараюсь передать детям любовь к языку.
Учитель истории школы № 7 Кирилл Чирков стал лучшим в номинации «Педагогический дебют» для молодых учителей, стаж которых не превышает трёх лет. В школе работает два года, продолжает учёбу в аспирантуре и преподаёт в вузе.
– Идея принять участие в конкурсе появилась ещё в первый год, смелости не хватило, – поделился педагог. – Только к третьему году понял, что готов. Главным было участие, я не ожидал, что выиграю. Все конкурсанты были достойны, все большие молодцы.
Кирилл уверен, что решающим стал именно открытый урок, получившийся очень интересным – школьникам он рассказывал историю Гражданской войны. Начал с песни «По долинам и по взгорьям», которую спел ребятам.
– Подход очень прост – нужно найти ключик к каждому ребёнку, это, конечно, трудно, в своей школе намного легче. Здесь давалось буквально 40 минут, класс совершенно незнакомый, но какие-то элементы командообразования, психологические приёмы педагог должен знать, поэтому до детей достучался. «По долинам и по взгорьям» – старая советская песня, современные дети её не знают. Я возвращаю историю, пытаюсь дать ученикам то, что в интернете они не найдут. Почему использовал песню – умею петь, играю на гитаре, использовал это как мотивационный приём. Последний этап Гражданской войны – страница истории пусть уже закрытая, но в ней можно находить моменты, которые и сейчас актуальны. А дети во все времена остаются детьми, стремятся к знаниям, просто их нужно интересно подавать, находить новые подходы. Огромное спасибо школе, меня хорошо готовили, поэтому получилось выйти в финал и занять первое место.
Стоит отметить, учителя истории часто становятся победителями конкурсов профессионального мастерства. Кирилл связывает это с тем, что в МГТУ очень сильная историческая кафедра, на которой готовят настоящих профессионалов. На вопрос, останется ли он работать в школе после окончания аспирантуры или уйдёт в вуз, ответил:
– Я выбираю школу, потому что это дело хорошее и полезное.