Профессии будущего, скорость внедрения новых технологий и уязвимость искусственного интеллекта – об этом и не только узнали ребята, отдыхающие на профильной смене «Эрудит» в ДЗК «Абзаково».
Мастер-класс «Карта будущего, которую рисуешь ты» для ребят, совмещающих летний отдых с наукой, провела стратег и модератор образовательных программ в бизнес-школе «Сколково» Екатерина Гувакова. Тему обсуждали не просто интересную, а актуальную для подростков. Сухим языком специалистов её называют профориентацией, а для детей это рассуждение на тему «Кем я буду, когда вырасту».
На первом этапе Екатерина предложила ребятам обсудить их будущие профессии и вообще понять, какими они видят себя через десять лет.
– Зачастую родители принимают большинство решений в жизни ребёнка. И такой формат, когда ты можешь поговорить и услышать детей – что они хотят, о чем думают, что для них ценно, – это уникальный опыт. Для них важно быть успешными и реализованными, найти профессию, которая будет их и развивать, и приносить финансовую обеспеченность. Услышать это от детей такого возраста очень ценно. В ДЗК «Абзаково» правильно делают ставку на этот возраст, когда ребята уже всё понимают, когда их можно и нужно слушать, – рассказала эксперт.
Школьники называли разные профессии и сферы – звучали варианты: юрист, адвокат, врач и даже космонавт.
Многие отметили, что им важно быть успешными и состоятельными. Однако, как отметила Екатерина Гувакова, в формировании видения будущей профессии у подрастающего поколения есть нюанс. И имя ему – «диффузия технологий».
– Современный мир слишком динамичный, – пояснила Екатерина. – Например, возьмём авиацию. С 30-х годов прошлого века этой отрасли потребовалось долгое время, практически 50 лет, чтобы максимально проникнуть в потребление. Но чем ближе мы подходим к современности, тем быстрее происходит проникновение, так называемая диффузия. Существует график внедрения технологий в повседневную жизнь, и в последние десятилетия это практически вертикальный взлёт – как только технология появляется, её тут же интегрируют в нашу жизнь на сто процентов.
Применима теория и для промышленных технологий. Из всего сказанного спикер сделала однозначный вывод:
– Наше представление о профессиях, которое есть сейчас в том числе у вас, не будет соответствовать реальности через пять или десять лет. Возможно, это будет не адвокат или просто юрист, а юрист по решению споров с искусственным интеллектом. Определённые вещи происходят прямо сейчас. Если вы не будете смотреть контекст, если не будете смотреть в будущее – вы опоздаете. Время сокращается, технологии позволяют нам сильно убыстряться.
А значит, уже сейчас ребята, по словам Екатерины Гуваковой, должны держать в голове знания и навыки, которые смогут пригодиться им в будущем. Понять, что сейчас в тренде и как этот тренд будет выглядеть в 2035 году.
С новой установкой школьники вновь взялись размышлять на тему своего будущего. Для работы они получили карточки с предполагаемыми профессиями будущего, список навыков и школьных предметов. Принцип простой – выбрать занятие по душе, подобрать к нему навыки и знания, которые нужно развивать уже сейчас, на которые следует делать упор в годы обучения.
Мозговой штурм длился полчаса. По результатам жарких обсуждений на флипчартах каждой команды появились необходимые списки, и началась презентация.
Из предложенных специалистом бизнес-школы «Сколково» профессий будущего первая команда выбрала координатора климатических решений. Его задача – искать способы уменьшения вреда от изменений климата. Ребята предложили расширить возможности профессии до управления погодой с помощью ядерной энергии. Такой вид деятельности они назвали ядерный эколог. Юные знатоки физики с других столов сказали, что это вряд ли возможно и не совсем безопасно, но Екатерина Гувакова напомнила, что речь идёт о будущем и развитии технологий на десятилетия вперед. А значит – допустить можно и такое. Ведь человечество сейчас в поисках возобновляемых источников энергии.
– Сейчас существует такое направление в Китае, как инженеры погоды, которые работают на границе с Монголией, там пустыня. Они с помощью дронов управляют климатическими потоками таким образом, чтобы повысить уровень плодородия почвы. То есть зелени в пустыне добавляют, – рассказала спикер.
Ещё один пример – это разгон туч в небе над столицей перед проведением каких-либо парадов. Эта практика существует десятилетия.
Ребята посчитали, что координатору климатических решений и ядерному экологу важны навыки экологического и аналитического мышления, а также адаптивность к изменениям.
Другая команда выбрала профессию биоэтика. Его задача – разбираться в моральных вопросах генной инженерии, клонов и искусственного интеллекта. Ребята решили, что профессия станет актуальной к 2035 году, потому что примерно к этому времени учёные начнут работать над модификацией человеческого генома, а следовательно – начнутся и проблемы.
– Предметы для сдачи: информатика, биология, обществознание, литература и русский язык. Это профессия сочетает в себе мораль, этические нормы. Поэтому нужны предметы для гуманитариев. Также важно экомышление и аналитическое мышление, чтобы воспринимать всю систему в комплексе, – объяснили свой выбор ребята.
Разбирали на мастер-классе профессии медиапсихолога и космического гида, специалиста по кибербезопасности личности и специалиста по дополненной реальности в образовании.
Удивительно, но из всего представленного разнообразия многие профессии повторялись. Многие ребята остановили свой выбор именно на координаторе климатических решений, правда, без ядерной составляющей. Очевидно, что молодёжь волнуют глобальные проблемы человечества, и она стремится их решить.
Встреча вышла за рамки обозначенного тайминга. Школьники вступали в дискуссии и стремились как можно подробнее обосновать своё видение профессий будущего.
В завершение мастер-класса Екатерина Гувакова предложила ребятам немного замедлиться и ответить на вопрос: «Что я понял о себе сегодня?» Ведь эта встреча, хоть и проходила в игровом формате, затронула серьёзную тему. И каждый из присутствующих получил возможность определить для себя вектор дальнейшего развития, заглянуть в будущее и понять, какое место он хочет в нем занимать.
А на вопрос, что сама Екатерина получила от встречи с магнитогорскими школьниками, спикер ответила:
– Это не первый мой опыт общения с детьми в таком формате, но такое количество талантливых детей, собранных вместе, – это уникальная история. Я очень хотела здесь побывать, ведь я лично курировала группу Магнитогорска на программе «Гостеприимные города», где обсуждали проект школы-интерната для перспективных детей в Абзакове. И это был один из ключевых моментов для становления города как центра развития молодёжи. И вот я здесь. И испытываю восторг! Когда смотришь на детей и понимаешь, что они не продукт воспитания своих родителей, а самостоятельные личности, которые к чему-то стремятся, которые размышляют о будущем. Они говорят осознанно. Для меня это как награда.
По материалам пресс-службы
городской администрации